ВВП Беларуси снова ушел в минус

06 мая 2022

Последние данные по ВВП показывают, что в экономике страны большие проблемы. 

Кошт урада проанализировал отдельные составляющие ВВП. 

Судя по показателям горнодобывающей промышленности, видно, что «плюс» с начала года сократился практически вдвое, с +8,8% в январе до +4,8% по итогу трех месяцев. Что же касается обрабатывающей промышленности, видно стремительное сокращение с +7,8% в январе до минимальных +0,5% в марте. 

Постоянно дотируемое сельское хозяйство уже давно находится на убыточной грани и скатилось с -0,2% в январе до -0,5% в 1 квартале. Видно, что эта отрасль не была и не является сейчас драйвером роста, а наоборот, стабильно тянет экономику вниз. 

Следующий пункт — строительная отрасль. В последние годы она находится в очень плохом состоянии. Если в традиционно провальном для строительства январе (все-таки не сезон) падение составляло -10,1%, то по итогу марта отрицательный показатель составил -6,4% (для сравнения, в январе-марте 2020-го стройка давала ВВП 0,3% прироста). Важно понимать, что строительная отрасль требует много инвестиций, как раз этого нашей экономике сегодня критически не хватает. 

Перейдем к информационной сфере, или «айти». По большому счету — это один из последних оплотов, позволяющих хоть где-то в экономике демонстрировать «устойчивый рост». При этом и здесь далеко не все так гладко, как могло бы быть. Рост по итогу трех месяцев на +7,2% во многом обусловлен ослаблением белорусского рубля. Вероятно, уже в апреле станет видно, что и здесь рост стремительно сокращается. 

Сфера торговли все еще остается в плюсе (в марте +2,1%), но это явление временное. Очень часто экономический кризис провоцирует рост покупательского спроса, когда люди или скупают то, что еще не подорожало, или стремятся конвертировать обесценивающиеся деньги во что-то осязаемое. Такая «горячка» заканчивается очень быстро,  уже ближе концу весны могут проявиться отрицательные результаты.  

Транспорт – это та сфера, в которой сразу выявились отрицательное влияние шоков от санкций. Закрытие границ, запреты на белорусские фуры в Европе, ответные санкци... Все это привело к катастрофическому падению прибыльности отрасли, долгое время занимавшей почетное место драйвера ВВП. Если в доконфликтные времена транспорт давал +5,1% роста, то уже в конце марта это было -4,6%. И, судя по всему, падение на этом не остановится.   

Подводя итог, можно сказать:  статистика за апрель покажет результаты печальнее, чем в марте, а за май они будут еще хуже. Осознание истинного положения нашей экономики станет очень болезненным и неприятным откровением для тех, кто испытывал хоть какие-то иллюзии. 

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!