Литва превращается в логистический тупик?

18 января 2022

Ответные "санкционные" меры Минска ударили по перевозчикам Литвы. Урон нельзя назвать критическим для экономики, если рассматривать его отдельно. Однако добавив его к уже существующим проблемам, 2022 год может стать для литовских фирм тяжелым.

В Литве неуклонно падает транзит грузов и товарооборот с ее восточными соседями. Страдают не только крупные компании балтийской страны, но и простой бизнес, занимающийся приграничной торговлей. В этом месяце в ассоциации грузоперевозчиков Литвы Linava заявили, что из-за продовольственного эмбарго  Беларуси перевозчики потеряют около 100 млн евро.

Как заявил генеральный секретарь ассоциации Зенонас Буйвидас, убытки транспортных компаний по причине невозможности из-за санкций доставлять в РБ продукты питания и, что самое главное – потери реэкспорта из других стран Евросоюза, составят 104 млн евро в год.

Литва постепенно превращается в логистический тупик, в который все меньше возят товары и сырье, пишет baltnews.lt.

Однако по итогам 2021 года, как пишет газета Financial Times, Литва, Эстония и Латвия резко увеличили торговый оборот с Белоруссией. Импорт Литвы из РБ дошел до отметки в 1 млрд евро, если сравнить с 2020-м, то он вырос на 50%.

Латвия увеличила объем закупок товаров и сырья из постсоветской страны на две трети в сравнении с 2020-м – до 407 млн евро (на 2% меньше пикового уровня 2011 года). Эстония за первые 10 месяцев 2021 года импортировала из РБ товаров и услуг на сумму вдвое большую, чем в 2020-м, – 522 млн евро.

Беларусь в 2021 оду занимала 5-е место в списке крупнейших рынков реэкспорта литовских товаров. За январь-октябрь 2021 года объем товаров и сырья (не только продукты питания) по этой линии составил около 730 млн евро. 

Рынок перевозок в ЕС очень конкурентный. В Восточной Европе идет жесткая борьба между балтийским фирмами, польскими, болгарскими и другими. Бороться за нового клиента крайне трудно, ведь цены на подобные услуги и так максимально низки, тут уже идет драка за выживание.

В таких условиях выживут только крупнейшие транспортные компании Литвы, а более мелкие не смогут адаптироваться. За счет этого произойдет трансформация рынка по доставке грузов. В балтийской стране останутся только "титаны", которые поглотят мелкий бизнес.

Как считает литовский политолог Вадим Воловой, эмбарго со стороны Белоруссии ничего хорошего Литве не принесет. Когда политическое противостояние происходит между странами, у которых высокая интенсивность трансграничной торговли, ухудшение отношений всегда сопровождается не только обменом претензий, которые, по сути, жизнь простых граждан не усложняют, а реальными экономическими проблемами.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!