Лев ЛЬВОВСКИЙ: «Беларуськалий» постарается увеличить объем поставок, чтобы нивелировать потери

18 января 2022
Олег ШЕПЕЛЮК, "Белорусы и рынок"

Начало года не предвещает белорусской экономике ничего хорошего. Ведь главный донор бюджета, основной наполнитель его валютой — «Беларуськалий» — оказался («совершенно неожиданно») под прессом санкций.

Газета «Белорусы и рынок" поинтересовалась у старшего научного сотрудника BEROC (Киев) Льва ЛЬВОВСКОГО, не побоится ли Литва лишиться четверти объема грузоперевозок? Станет ли кто-то  в мире покупать белорусский калий, не убоявшись санкций Вашингтона? И как будет действовать владелец «Уралкалия» Дмитрий Мазепин, которого Александр Лукашенко прилюдно обвинил в финансировании белорусских протестов?

— На руку ли России проблемы «Беларуськалия»? Может, россияне с радостью заместят белорусский объем и Yara станет покупать продукцию компании Дмитрия Мазепина, к которому у белорусских властей были претензии?

— Сложно ответить. Это вопрос глубинно-политический: надо знать, о чем на днях в Кремле говорили Владимир Путин и Дмитрий Мазепин. Понятно, что владелец «Уралкалия» в первую очередь бизнесмен, но «захочет» ли он «помочь» «Беларуськалию» за процент от доходов или решит занять потерянные белорусским производителем рынки, сказать сложно. Ответ на этот вопрос вероятно был обозначен на встрече в Кремле, а мы узнаем его в ближайшее время.

— Ранее не раз «Беларуськалий» действовал по принципу «объемы превыше цены». Чего стоит ожидать на сей раз?

— Не думаю, что белорусские власти откажутся от этого принципа, работавшего и в менее проблемные для нашей экономики времена. «Беларуськалий» наверняка постарается увеличить объем поставок, дабы нивелировать потери, которые неизбежны. И чем большей будет скидка, тем больше они будут стараться поставлять калия. Но пока остается открытым вопрос — какие мощности будут у российского транспортного плеча? Попытаться объемами покрыть потери «Беларуськалий» будет.

— Сможет ли БКК найти другие рынки сбыта? Увеличить поставки на имеющиеся? Не откажутся ли покупатели белорусского калия иметь дело с компанией, попавшей под санкции США?

- Продаваться калий будет – это востребованный на рынке товар, причем выросший в последнее время в цене. Ведь население на планете растет, продовольствия надо все больше, а пахотных земель становится на душу населения все меньше.

Есть ряд компаний, которым важна их репутация на американском и европейском рынках, и,  понятное дело, они дел с «Беларуськалием» и БКК иметь не хотят. Но есть и другие, ориентированные на местные, локальные рынки, которым санкции США не представляют никакой опасности. Ведь механизм вторичных санкций американцы еще не ввели, и непонятно введут ли. Поэтому токсичность и потеря репутации не станут для таких покупателей продукции «Беларуськалия» шлагбаумом для заключения новых соглашений или продления уже действующих договоров.

— Опустят ли шлагбаум на пути белорусского калия в Клайпедский порт Литовские железные дороги? Ведь потеря 20-25% грузопотока может резко обвалить их прибыль.

— Потеря такого большого клиента для их транспортной системы безусловно важна и ощутимо ударит по финансам перевозчика. Вопрос в том, как эту проблему будут решать в Евросоюзе, для большой экономики которого это капля в море. Вполне возможно в Страсбурге предусмотрят какие-то схемы компенсаций Литовским железным дорогам, являющимся государственной компанией.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!