Читают сейчас

Посещаемость как симптом

24 апреля 2017
Антон РОГАЧ

Выступление в зарубежных лигах завершили белорусские представители хоккея, баскетбола и гандбола.

По итогам сезона минское «Динамо» (хоккей), «Цмокі» (баскетбол) и БГК им. Мешкова (гандбол) могут похвастаться разными успехами не только в спортивном плане, но и в вопросах привлечения болельщиков.

Участие отечественных клубов в зарубежных лигах (имеются в виду не дополнительные турниры наподобие футбольных еврокубков, а те, которые препятствуют полноценному выступлению в национальном чемпионате) имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это позволяет нашим лучшим командам на постоянной основе соперничать с более сильными оппонентами. Как следствие, белорусский болельщик получает возможность наблюдать за зрелищем принципиально иного уровня. С другой — национальное первенство отходит на второй план как со спортивной, так и с коммерческой точки зрения.

В этом отношении хоккейное «Динамо» — долгожитель и самый показательный пример. Итогам работы клуба с болельщиками может позавидовать не только отечественный спорт, но и остальные участники КХЛ. В сезоне-2016/17 команда собирала на «Минск-Арене» в среднем по 13 230 человек, что стало лучшим показателем в лиге и вторым во всем европейском хоккее.

Правда, «Динамо» перетянуло на себя почти все внимание хоккейной аудитории. В том числе поэтому за последние девять лет средняя посещаемость матчей чемпионата Беларуси (в нем столичная команда не выступает) заметно снизилась — с 1069 человек в сезоне-2008/09 до 634 в минувшем первенстве.

В баскетболе и гандболе ситуация иная. Во-первых, национальные чемпионаты по этим видам спорта никогда не были популярными (средняя посещаемость — около двух сотен человек на матче). Нередко основную часть аудитории составляют не болельщики, а друзья и родственники игроков. Во-вторых, «Цмокі» и БГК им. Мешкова принимают участие в национальных первенствах, пусть и не с начальной стадии. Кроме того, они делегируют в эти турниры свои вторые команды.

БГК им. Мешкова уже несколько лет принимает участие в SEHA-лиге. Одновременно клуб выступает в Лиге чемпионов. Брестская команда начинает свой путь в чемпионате Беларуси лишь спустя несколько месяцев после его старта.

Маркетинг брестчан получает множество восторженных откликов в стране. Тем не менее команда редко собирает аншлаги на домашних матчах (при вместимости спорткомплекса «Виктория» в 3740 человек), а по посещаемости в SEHA-лиге занимает лишь шестое место из десяти (см. табл.).

Впрочем, для гандбола в Беларуси средняя посещаемость на матчах SEHA-лиги в 2082 человека — это очень хороший показатель. Во-первых, без административного ресурса и раздачи бесплатных билетов столько зрителей на рядовых матчах не собирает даже национальная сборная страны. Во-вторых, БГК играет в небольшом по сравнению со столицей Бресте.

В чемпионате Беларуси «Цмокі» принимают участие только в финальной серии с лучшей командой первенства, а уже на протяжении семи лет свои основные сезоны минчане проводят в Единой лиге ВТБ — баскетбольном аналоге КХЛ. Средняя посещаемость нашего клуба по итогам сезона-2016/17 — всего 1105 человек.

В этом плане «Цмокі» — грустный пример. Их первый домашний матч в Единой лиге ВТБ (дело было в 2010 году) собрал 12 тыс. зрителей. Однако маркетологи клуба не сумели удержать аудиторию. Еще в течение нескольких сезонов за играми «Цмокаў» наблюдали по 3—4 тыс. болельщиков. Сейчас же аудитория домашних матчей лучшего баскетбольного клуба Беларуси едва превышает 1000 зрителей. Аналогична и отдельно взятая динамика посещаемости поединков минчан с лучшей командой Европы — московским ЦСКА.

Таким образом, само по себе участие в международной лиге высокой посещаемости не гарантирует. Все зависит от вида спорта, обстоятельств и, конечно, от работы маркетологов.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!