Читают сейчас

Концертный рынок Беларуси не ждет экономического подъема

11 мая 2015
Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ

"Кризис не просто заметен — он очевиден".

Организация выступлений зарубежных музыкантов — это бизнес, построенный на риске и больших деньгах. Поэтому им в Беларуси занимаются в основном частные компании: крупные концертные агентства или известные промоутеры, с деловой хваткой и рабочими связями за рубежом. Сегодня ситуация такова, что даже самым удачливым бизнесменам приходится затянуть пояса: концертный рынок Беларуси находится далеко не в лучшей форме.

Чтобы это понять, не нужно штудировать сложные статистические отчеты и прогнозы медиааналитиков. Достаточно открыть любую афишу мероприятий на 2015 год — основная масса фестивалей и крупных концертов уже отменена, а анонсированных на ближайшую перспективу событий совсем мизерное количество.

Почему же так происходит?

Большинство белорусских концертных агентств хранят обет молчания. Так, представители компаний Allstars и Berin Art Management отказались комментировать сложившуюся конъюнктуру рынка. Впрочем, разобраться в этой ситуации помогли билетные операторы.

"Рынок упал. Организаторы стали меньше заказывать зарубежных артистов — они не понимают, по какому курсу им рассчитываться с ними, какой сейчас на рынке потребительский спрос, — говорит Семен Шапчиц, руководитель интернет-портала Bileti.by. — На сегодняшний день он действительно низкий, и поэтому приглашать артистов стало не просто рискованно, а даже опасно. Сегодня можно предложить артисту заключить договор на гонорар 250 млн. BYR, пересчитать цены по сегодняшнему курсу и выставить цену на билет за 2 миллиона. А дальше что? Люди не могут позволить себе купить билет за такие деньги, потому что доллар вырос, а зарплаты остались прежними. У белорусов просто нет на это денег".

Несмотря на рост цен на билеты, потребительский спрос на них, по словам С. Шапчица, сильно не изменился.

"Нельзя сказать, что билеты стали продаваться меньше или больше, ситуация ведь зависит в том числе и от насыщенности рынка. Когда артистов много и мероприятия расписаны на полгода вперед, тогда и продажи идут лучше. Сейчас очевидно, что рынок сильно сократился: из топовых исполнителей в этом году заявлены Linkin Park, недавно стартовали продажи на Nickelback — и все. Недавно прошли выступления Робби Уильямса, группы 30 Seconds to Mars, но их подготовка началась почти год назад. Мероприятия, которые стартовали после декабря, их, по сути, раз-два, больше ничего нет".

Пока крупные игроки адаптируются к новым условиям игры на рынке, их менее оборотистые коллеги по цеху заняли выжидательную позицию. Владимир Шаблинский, директор частного предприятия "Линия звука", в этом году отказался от организации фестивалей "Вольнае паветра" и "Битлз фэст".

"Кризис не просто заметен — он очевиден. Белорусы ничем не отличаются от жителей других стран. Когда им не хватает денег, они в первую очередь тратят их на продукты питания, предметы первой необходимости, — рассказал Владимир. — Покупка билетов — как элемент развлечения и отдыха — отодвигается на второй план. При этом сужается как таковой концертный сезон, он становится короче. В хорошие спокойные годы можно ожидать стабильных сборов в апреле и мае, когда уже происходит окончание концертного сезона. Сейчас, в конце апреля, можно говорить, что он уже закончился из-за холодной весны и потому, что люди начинают откладывать деньги на летние отпуска. Соответственно, ряд мероприятий отменен, причем на всех сегментах рынка и у игроков, ориентированных на разную целевую аудиторию".

Правда, некоторые видят в кризисе и положительные стороны. По мнению В. Шаблинского, благодаря спаду рынок оздоровится, появятся новые бренды: "Например, грядущий фестиваль GreenFest, проходящий под патронатом пивного лейбла "Туборг", возможно, заменит исчезнувший фестиваль "Рок за бобров". Так что музыкальную индустрию, по мнению промоутера, в итоге ждут перемены к лучшему.

"Подогнали автобус спецназа, клуб отказался открывать двери".

Белорусские артисты тоже ощутили на себе ветер не самых радужных перемен. Анастасия Шпаковская, актриса Национального театра им. Горького и лидер рок-группы Naka, считает, что местный концертный рынок переживает сейчас непростое время.

"В связи со сложной экономической ситуацией люди предпочитают меньше ходить на концерты. Тем более что фактически любое выступление можно посмотреть в Интернете не выходя из дома. С этой ситуацией сталкиваются как белорусские исполнители, так и приезжие звезды, — признается Анастасия. — Последний пример с концертом Робби Уильямса — яркое тому подтверждение. В то же время, даже несмотря на финансовые трудности, есть категория людей, которые ходят на "живые" концерты. За эту публику и сражаются промоутеры, придумывая рекламные ходы, чтобы достучаться до слушателей. В ближайшей перспективе, как я вижу, если ситуация и изменится, то не в лучшую сторону, так как предпосылок для экономического подъема нет".

Позицию артистки во многом разделяет Сергей Будкин, редактор музыкального портала "Тузін гітоў". По его мнению, в этом году на белорусском концертном рынке наметилось существенное сокращение количества слушателей при относительно стабильной стоимости билетов на концерт.

"Это основная проблема — люди не готовы платить деньги за выступления белорусских исполнителей, даже достаточно качественного уровня. Ясно, что это связано с общей ситуацией в Беларуси — неплатежеспособностью, особенно среди той части населения, которая обычно посещает такие концерты: молодежь, студенты, старшеклассники".

К слову, такая тенденция ощущалась на рынке и раньше, но люди откликались на новые проекты и ходили на концерты хорошо известных исполнителей.

"Конечно, когда Лявон Вольский или группа Akute проведут концерт в Минске, тогда проблем с наполняемостью залов не будет, — рассуждает С. Будкин. — Я в феврале пытался провести концерт Дмитрия Войтюшкевича, продал весь зал за две недели до начала концерта. Однако из-за причин политического характера мне его провести не позволили, притом что у меня все документы были в порядке. Подогнали автобус спецназа, клуб отказался открывать двери".

Причина такого отношения со стороны власти — "черные списки" якобы "неблагонадежных" исполнителей, на которые в своей работе ориентируются местные чиновники. Это тоже большая проблема, потому что исполнителям, которые могут пользоваться большим спросом у публики, просто не дают сыграть в Минске полноценный концерт.

"Вольский, Войтюшкевич и Михалок — это три исполнителя, каждый из которых в состоянии собрать полный зал слушателей, но им пока не дают возможности сделать это", — говорит С. Будкин.
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!