Цифровизация познания: как технологии влияют на людей

02 января 2022

Цифровые технологии влияют на когнитивные навыки людей, но не ухудшают их, как нередко считается, а дополняют: люди используют девайсы и интернет как «внешнее» хранилище информации и «внешнюю» память.

Опасения, что новые технологии негативно влияют на когнитивные способности человечества, высказывались еще как минимум со времен Сократа – древнегреческий философ предупреждал, что если все люди научатся писать, то «перестанут упражнять память» и будут располагать только той информацией, которая записана. Почти 24 века спустя, в 1930-х, американский психиатр Азриель Эйзенберг критиковал радио за то, что детям, которые его слушают, сложнее уделять внимание урокам. Противники телевидения также беспокоились, что из-за него у детей медленнее развиваются вербальные навыки и они хуже обрабатывают информацию. С появлением компьютеров и мобильных устройств беспокойство о когнитивных навыках новых поколений снова возросло: технологии становятся все умнее и все больше проникают в повседневную жизнь, пишет Econs.

Однако, несмотря на опасения Сократа, и две с половиной тысячи лет спустя люди продолжают запоминать информацию, если это необходимо, указывают Лоренцо Чекутти, Энтони Чемеро и Спайк Ли из Университета Торонто в статье, опубликованной в журнале Nature: проанализировав результаты экспериментов о воздействии технологий на когнитивные способности, они не обнаружили подтверждений пагубного влияния. Технологии просто уменьшают потребность в определенных когнитивных функциях, а не способность людей эти функции выполнять, показало исследование.

Использование цифровых технологий – смартфонов, компьютеров и прочих устройств с доступом в интернет – меняет процессы восприятия информации, пишут Чекутти и его соавторы. Например, распространение поисковых сервисов, вроде Google, изменило то, как люди запоминают информацию, следует из результатов часто цитируемого исследования американских психологов.

В одном из таких экспериментов всех участников попросили записать на компьютере в общей сложности 40 утверждений об окружающем мире («глаз страуса больше его мозга») или информацию, которую можно запомнить в целом, но не в конкретных деталях («космический шаттл «Колумбия» распался при входе в атмосферу над Техасом в 2003 г.»). Первой половине испытуемых сказали, что все записанное ими сохранится на компьютере, второй – что введенная ими информация будет удалена. Испытуемые, которые были уверены, что смогут найти набранные ими факты на компьютере, значительно реже запоминали их в сравнении с теми, кто знал, что информация из компьютера будет удалена.

Может возникнуть соблазн сделать вывод, что использование технологий ухудшает память, – но это не так: подобные эксперименты показывают, что люди относятся к технологиям как к форме «внешней» памяти. Ожидая, что записанная информация останется доступной, они с меньшей вероятностью запоминают контент – но в то же время с большей вероятностью запоминают, где его можно найти.

Причем эффект меньшей вероятности запоминания возникает лишь в конкретный момент, когда люди уверены в последующей доступности информации, и не возникает, когда уверены в обратном, так что нельзя сделать вывод, что технологии подрывают память и другие когнитивные способности, пишут Чекутти и соавторы. «Полагаться на внешние инструменты, когда они доступны, – это не то же самое, что утрачивать возможность задействовать внутренние инструменты», – указывают исследователи.

Фундаментальная идея когнитивных наук состоит в том, что когнитивные процессы действуют в соответствии с целями человека и ситуациями, то есть познание мотивированно. Мотивационная ценность познавательной задачи влияет на вероятность и интенсивность участия человека в ней. Цифровые технологии могут подорвать относительную мотивационную ценность задачи (например, запомнить информацию) и, следовательно, ослабить участие людей в ней, но не подрывают саму способность людей эту задачу выполнять, объясняют авторы.

Аналогично выводы о том, что смартфоны снижают внимание, память и производительность во время выполнения задач, поскольку постоянно отвлекают пуш-уведомлениями или даже просто самим фактом своего наличия рядом, говорят, скорее, о том, что для участников исследований задачи были обременительными и менее ценными, чем действия с собственным смартфоном. И данные выводы, скорее, про мотивацию, а не про познание, их можно интерпретировать так, что препятствуют цифровые технологии когнитивной деятельности или нет – зависит от относительной мотивационной ценности самой решаемой задачи. «Ваш смартфон не делает вас глупее, – пишут Чекутти и Ли. – Если задача интересна или важна, смартфон не подорвет вашу способность ее выполнять».

Интернет стал формой внешней коллективной памяти – поэтому поиск информации в интернете может заставить людей чувствовать себя умнее, указывала в своей работе группа исследователей из Йельского университета. В одном из экспериментов испытуемым предложили ответить на несколько простых вопросов из серии «Как работает застежка-молния?» или «Как делают стекло?». Первой группе, в отличие от второй, разрешили искать ответы в сети. Затем участников попросили оценить, как хорошо они смогли бы ответить на новую группу вопросов («Как формируются торнадо?», «Как делают уксус?»). Те, кому сначала разрешили пользоваться интернетом, оценили свои шансы выше, чем те, у кого такой возможности не было.

К похожим результатам пришел Адриан Ф. Уорд из Школы бизнеса МакКомбса в Техасском университете в Остине: результаты его исследования также показали, что люди, активно пользующиеся поисковиками, больше уверены в своих знаниях, чем те, кто пользуется ими меньше. Еще один эксперимент показал, что имеет значение даже скорость интернет-соединения: те, кто пользовался обычной версией поискового сервиса, были больше уверены в своих знаниях, чем те, у кого была «заторможенная» версия.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!