Сергей ВАРИВОДА: Бизнес мечтает о равных условиях хозяйствования

24 декабря 2021
Дмитрий ЗАЯЦ, "Белорусы и рынок"

Ключевое событие 2021 года для налогоплательщиков — принятие пакета поправок в Налоговый кодекс Беларуси. Они призваны уравнять налоговую нагрузку для разных субъектов хозяйствования. Произойдет ли это на самом деле?

Поправки в Налоговый кодекс предусматривают исключение возможности применения упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей в сфере услуг (кроме некоторых видов).

Соответственно, вместо применения «упрощенки» и уплаты 5% от размера выручки многим ипэшникам, чтобы продолжать свою деятельность, придется нанять бухгалтера, применять общую систему налогообложения и уплачивать подоходный налог в размере 16% от разницы между доходами и расходами.

Для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые занимаются определенными видами деятельности и уплачивают единый налог, ставка налоговых платежей «скорректируется» (вырастет) в 2,3 - 4 раза. Наконец, для владельцев агроусадеб сбор также существенно увеличится. Вместо 58 рублей в год (двух базовых величин) они обязаны будут перечислять в казну 31 рубль каждый месяц.

«Эти меры направлены на выравнивание налоговой нагрузки этих категорий плательщиков по сравнению с наемными работниками и повышение степени их участия в финансировании государственных расходов», — говорится в комментарии к принятым поправкам в Налоговый кодекс, которое распространила Палата представителей.

О выравнивании налоговой нагрузки представители органов госуправления говорили и в другом контексте. Власти в 2021 году подчеркивали, что фактическое повышение ставок налогов для микробизнеса направлено на выравнивание налоговой нагрузки между разными субъектами хозяйствования.

Как принятие обновленного Налогового кодекса скажется на бизнесе? Произойдет ли выравнивание налоговой нагрузки для разных субъектов хозяйствования? На эти и другие вопросы корреспондента «Белорусы и рынок» экспертное мнение высказал заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, член правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей ВАРИВОДА.

— Действительно, принятие пакета поправок в Налоговый кодекс можно считать важнейшим событием 2021 года для налогоплательщиков. Особенно они важны для индивидуальных предпринимателей, самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб.

Наверное, можно говорить о том, что с учетом сложившейся практики и тех перекосов, которые реально были и выражались в разной налоговой нагрузке для субъектов хозяйствования, таких изменений стоило ожидать.

Ведь какие случаи у нас встречались? Пример из автомобильной отрасли, которая по роду профессиональной деятельности мне ближе. До 1 января 2021 году существовал единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для микроорганизаций автосервиса и параллельно работали индивидуальные предпринимали в этой сфере, которые уплачивали единый налог.

При этом на практике ЕНВД практически в 3 раза превышал единый налог для индивидуальных предпринимателей, так как среднесписочная численность предприятий, применяющих ЕНВД, едва превышала три единицы персонала, что соответствует возможности найма персонала и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог при оказании услуг автосервиса.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"

Естественно, разная налоговая нагрузка порождала нежелание трансформации бизнеса в организационно-правовую форму юридического лица.

Были, судя по официальным данным, и другие перекосы в части налогообложения разных субъектов белорусского рынка. Относительная низкая налоговая нагрузка в отношении индивидуальных предпринимателей создавала соблазн включать их в схемы более крупного бизнеса, подменяя трудовые отношения гражданско-правовыми, и уходить от уплаты налогов.

Поэтому можно было ожидать, что этими проблемами, которые были порождены неравной налоговой нагрузкой, государство займется. Однако придем ли мы сейчас к тому, что налоговая нагрузка для всех субъектов хозяйствования будет выровнена? В этом есть сомнения.

Малый и средний бизнес беспокоит потенциальное увеличение налога на прибыль на два процентных пункта с нынешних 18% до 20%. Как известно, поправки в Налоговый кодекс предусматривают предоставление права областным и Минскому городскому Советам депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах двух процентных пунктов.

В результате, мы можем прийти к тому, что в одной отрасли, на одном товарном рынке будут присутствовать субъекты хозяйствования с разным уровнем налоговой нагрузки и по налогу на прибыль. Одни, государственные компании, перечисляющие налоги в республиканский бюджет, будут платить налог на прибыль по ставке 18%, а прибыль частных компаний, которые наполняют местные бюджеты, будет облагаться налогом по ставке 20%. Можно ли будет в этом случае говорить о равенстве налоговой нагрузки? Вопрос риторический.

На мой взгляд, мы должны быть последовательны в налоговой реформе. Если заявленная цель изменений в налоговом законодательстве — это выравнивание налоговой нагрузки для разных субъектов хозяйствования, тогда нужно последовательно, не создавая исключений, идти по этому пути. А пока белорусскому бизнесу остается мечтать о налоговом равенстве.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!