Рынок международных грузоперевозок — на подъеме

20 декабря 2021
Сергей НИКОЛАЕВ, "Белорусы и рынок"

Транспортная отрасль в последние годы уверенно развивалась. Белорусские автоперевозчики активно осваивали новые рынки, наращивали обороты на знакомых маршрутах.

Экспорт транспортных услуг рос, как и количество компаний, занимающихся этим бизнесом, и занятых в нем работников.

Как сегодня обстоят дела в секторе международных грузоперевозок, газета «Белорусы и рынок» выясняла с помощью эксперта — директора ООО «Гулбис» Сергея СТРЕЛКОВА.

— Сергей Юрьевич, согласно данным Белстата, грузоперевозки и грузооборот в стране падают. А как ощущают себя белорусские компании, работающие на внешнем рынке?

— Уверенно. Рынок — на подъеме, последние три-четыре месяца идет активный рост объемов грузоперевозок, большой поток заказов на перевозку грузов, запросов, предложений во всех направлениях. Как итог — грузоперевозчики не справляются с ним.

— Компания «Гулбис» является признанным лидером на скандинавском направлении. Вы сосредоточились на рынке Скандинавии или развиваете и новые направления?

— В этом году мы решили диверсифицировать свой бизнес и вышли на новый для нас рынок — Великобританию. «Проба пера» оказалась довольно удачной, посему в наступающем 2022 году намерены закрепиться на британском рынке и развиваться, добавляя свое присутствие там. Причин тому несколько: во-первых, этот рынок нам интересен так как он довольно маржинальный, во-вторых, он узкий, а мы привыкли работать в эксклюзивных направлениях.

— Перевозите грузы по маршруту Беларусь — Великобритания или есть и другие варианты?

— Пока основа нашей работы на новом для нас направлении — двусторонние перевозки: из Великобритании в Беларусь и обратно. Отмечу, что рынок грузов есть, и он с каждым месяцем расширяется. Приятно, что есть динамика: экспортный потенциал белорусских предприятий растет, и под этот рост мы в том числе планируем наше развитие на следующий год.

— Это не может не радовать. А на вашем старом рынке как обстоят дела?

— Там тоже все неплохо. Наблюдается рост грузопотока из Беларуси в Швецию и Норвегию, прослеживается зависимость отечественных предприятий от поставок высокотехнологичной продукции из Швеции. Но, не скрою, мы перевозим и довольно внушительный объем грузов из этой страны в Россию, причем появляются новые виды грузов. В целом распределение наших объемов на этом направлении оценил бы как 50/50. На этом рынке мы очень давно и чувствуем его очень хорошо. Наш многолетний опыт подсказывает, что прогноз на следующий год можно уверенно давать как благоприятный.

Это чувствуют и наши конкуренты — желание поработать на этом рынке активно обозначают прибалтийские транспортные компании, белорусские. И некоторые из них рассуждают так: раз «Гулбис» уверенно работает на этом направлении, значит, и мы с легкостью сможем сделать то же, скопировать эти подходы и быть такими же успешными, как «Гулбис». Некоторые наши клиенты рассказывали, что конкуренты выходили на них и предлагали свои услуги, на что получили прямой ответ: «Мы не хотим что-либо менять». Так что с уверенностью могу сказать: мы как были лидерами на этом направлении, так и остаемся ими в этом году.

Причем «Гулбис» даже упрочил свои лидирующие позиции на скандинавском рынке — это легко проверяется даже по статистике использования двухсторонних «дозволов». Из всех иностранных компаний мы берем их в Шведской транспортной инспекции больше всех. Мало того — больше всех конкурентов вместе взятых. И, уверен, в 2022 году ситуация не изменится — тенденция сохранится, потому что у нас на руках уже заключенные большие двусторонние контракты. Повлиять на ситуацию может только политическая санкционная политика. Не скрою, мы этого опасаемся.

— На каком из ваших рынков конкуренция выше?

— Скажу так: сейчас этот фактор неважен, так как рынок международных грузоперевозок в последнее время находится на подъеме, грузоперевозчики просто перегружены работой, и тут не до конкуренции. Все перевозчики при работе, идет борьба за машины, ставки повышаются. Но могу сказать однозначно, что скоро ситуация изменится — так всегда происходит в начале года. Если же говорить о наших конкурентах в целом, то это прибалтийские, конкретнее — литовские перевозчики.

— Буквально вечная проблема для белорусских компаний — нехватка «дозволов». Насколько остро она стоит сегодня?

— Не скажу, что ситуация катастрофичная, но действительно «дозволов» для отечественных грузоперевозчиков не хватает. Каждая страна защищает свой рынок от иностранных компаний. Не будь этой преграды, этот сектор белорусской экономики развивался бы более динамично.

— Несколько лет белорусские грузоперевозчики не платили утилизационный сбор на машины с двигателями «Евро-6», были и другие льготы — например, по таможенным платежам. Насколько они важны и как сказались?

— Эффект очевиден и велик: благодаря льготам отечественные грузоперевозчики (и давно работающие, и новички) приняли решение покупать новые дорогие машины, и мы не исключение. Благодаря отмене сбора и ввозного НДС «Гулбис» за два года и обновил и расширил автопарк на 30 %. И в этом году мы заказали большое количество техники, но получаем ее не в срок.
Из-за нехватки комплектующих заводы очень сильно задерживают выполнение заказов. В следующем году наши планы на обновление автопарка не будут реализованы: заводы-производители уже принимают заказы с исполнением в 2023 году.

— Как оцените год прошедший и что ожидаете от 2022-го? Что помогает «Гулбису» двигаться вперед?

— С Божьей помощью (верю, что он нас не оставит) надеемся новый год завершить лучше уходящего, который, впрочем, также был удачным. Потому-то мы умеем переживать трудности и преодолевать все преграды. Уверен, мы еще поработаем и на благо нашей дружной компании, и на благо всей страны. Ведь в 2021 году предприятие выросло: у нас стало больше техники и сотрудников, которые приносят стране валюту.

В преддверии праздников хотел бы поздравить всех коллег по цеху с Рождеством Христовым и Новым годом — мы все одна большая транспортная семья. Хочу пожелать всем терпения, мудрости в принятии решений и, конечно же, крепчайшего здоровья!

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!