Ошибки и провалы – неотъемлемая часть успеха

03 декабря 2021
Ольга ШАВЕЛА, «Белорусы и рынок»

Соседние страны существенно опережают Беларусь по комфорту условий для ведения бизнеса, и догнать их будет непросто, считает белорусский бизнесмен из Кремниевой долины Михаил РУМЯНЦЕВ.

Михаил Румянцев — один из самых успешных белорусских основателей стартапов. В 2019 году журнал Forbes включил его в топ-30 лучших молодых бизнесменов Европы моложе 30 лет. За три года он прошел путь от идеи до миллионера. Недавно на его странице в Facebook появился пост: «Ровно три года назад я сделал свой первый экзит как предприниматель. Значительную часть полученных от сделки денег я проинвестировал в других основателей. На этой неделе я сделал свой первый экзит как ангел-инвестор. Очень рад за фаундеров компании и надеюсь, что цикл продолжится!»

Газета «Белорусы и рынок» решила вспомнить историю успеха соотечественника и узнала, чем он сейчас занимается, как ему видятся белорусские события из Кремниевой долины.

Первый блин не комом

Редко бывает, что первый предпринимательский опыт становится успешным. Обычно стартаперы сначала набивают шишки, создают свое «кладбище» проектов, и только потом что-то выгорает. Опыт Румянцева, можно сказать, уникальный. Friendly Data — это история быстрого успеха: от идеи до экзита (продажа основателем своей доли с выходом из бизнеса) прошло менее трех лет.

Михаил Румянцев — выпускник физического факультета БГУ, кафедра физики полупроводников и наноэлектроники. Полученные знания напрямую с IT связаны не были, но, как сказал предприниматель, учеба пригодилась.

— Университет дал мне хорошие технические знания. Я не получил профильного образования, зато приобрел хорошую математическую базу и базу по алгоритмам. Имея такие знания, уже нетрудно научиться чему-то еще. Сейчас в интернете огромное количество курсов и проектов с открытым кодом. Было бы желание, и всему научишься, не выходя из дома.

До того, как стать предпринимателем, Румянцев успел поработать наемным сотрудником в IT-компании, которая была одновременно продуктовой и сервисной. Приобретенный там опыт и сильная команда помогли ему в дальнейшем избежать многих ошибок.

Собранная Михаилом Румянцевым команда разработала поисковый интерфейс для работы с корпоративными базами данных. Назвали проект Friendly Data.

— Попросту говоря, это такой инструмент, который переводит базы данных на человеческий язык. Сотрудники компании могут сами находить ответы на вопросы о компании, обращаясь к базе данных. В результате повышается продуктивность работы сотрудников, появляется глубокое понимание, что происходит в данном бизнесе.

Еще работая в найме, Румянцев понял, что хаотичная информация — проблема для бизнеса. Компании собирают огромное количество информации, в которой кроются ответы на многие ключевые вопросы.

— Я понимал, что эта ниша будет развиваться. Вместе с тем было очевидно, что наиболее подходящее место для развития такого b2b стартапа — США. Поэтому реализация проекта началась с покупки билета в одну сторону. Я принял решение переезжать туда, где находился ключевой рынок.

Стартап Friendly Data вошел в десятку проектов, отобранных на обучение в акселераторе Starta Accelerator (Нью-Йорк). Затем команда оказалась и в культовом акселераторе 500 Startups (Сан-Франциско): три месяца обучения и инвестиции в размере 150 тыс. долларов, а взамен акселератор получал 6 % акций компании. Два с половиной года работы над продуктом привели к тому, что белорусский стартап купила крупная корпорация Service Now, капитализация которой составляет 130 млрд долларов.

Жизнь после экзита

Михаил Румянцев больше известен как основатель Friendly Data, но на самом деле этот проект для него — уже давно пройденный этап. От основания компании до ее продажи прошло меньше времени, чем от продажи до сегодняшнего дня. С тех пор Румянцев стал бизнес-ангелом и основал новый стартап, над которым сейчас и работает.

— После экзита я начал активно заниматься инвестициями в стартапы на ранних стадиях. За последние два года сделал 28 инвестиций через платформу founders.ai. Сумма каждой инвестиции зависит от стадии стартапа и моей степени вовлеченности. Максимальная сумма вложений в стартап — 200 тыс. долларов. Относительно моего состояния сумма всех инвестиций довольно внушительная. Недавно один из проинвестированных стартапов был поглощен стратегическим игроком. Соответственно, я получил первый возврат как бизнес-ангел.

Предприниматель объяснил, как приблизительно работает венчурная математика. Скажем, инвестор вкладывается в десять стартапов: половина из них умрет, два-три принесут минимальный возврат и один должен принести прибыль как минимум в десятки раз, чтобы покрыть сумму вложений во все стартапы. В среднем многократный возврат от инвестиций случается через семь-восемь лет, если инвестировать на ранних стадиях.

— Здесь, в Кремниевой долине есть такая поговорка: Go big or go home (Стань большим или отправляйся восвояси). Поэтому инвесторы стремятся к большим историям.

Бизнес-ангел также рассказал, по какому принципу отбирает стартапы для инвестирования.

— В первую очередь фокусируюсь на американском рынке, потому что, во-первых, это самый большой рынок, а во-вторых, это рынок, который мне понятен. Для меня важно не только, чтобы мне подходил стартап, но и чтобы я подходил команде: чтобы у меня была экспертиза либо связи, которыми я могу помочь. Чаще всего не я ищу стартапы, а они меня находят через знакомых. К сожалению, у меня нет возможности заниматься инвестициями все свое время, поскольку я еще развиваю собственный стартап.

Румянцев — СЕО стартапа Narrative BI. Под этот проект он собрал команду с нуля. Как и в предыдущем стартапе, фокус — на обработке данных. Разрабатываемая онлайн-платформа превращает сырые корпоративные данные в персонализированные нарративы.

— Когда на сайте компании падают конверсии либо резко увеличился трафик или продажи, наша платформа мгновенно и автоматически сигнализирует об этом. Таким образом, когда в бизнесе происходят аномалии, наше решение помогает узнать об этом до того, как аномалии превратятся в проблему. Narrative BI — платформа для нетехнических людей, она демократизирует доступ данных в больших организациях и стартапах, а также помогает улучшить ключевые показатели бизнеса. Основные рынки для стартапа — ретейл и e-commerce. Мы стартовали год назад. Сейчас закрыли первый раунд инвестиций и продолжаем развивать продукт.

О том, как важно делать ошибки

В США инвесторы ценят негативный опыт. К провалам относятся как к полезной школе. Чем больше основатель стартапа наделал ошибок в прошлом, тем меньше риск, что он повторит их в проекте, над которым сейчас работает. Стартап Friendly Data взлетел с первой попытки. Выходит, у Михаила Румянцева нет негативного опыта?

— Конечно же, я совершал ошибки. Допускаю их и в своем новом бизнесе. Успех стартапа во многом зависит и от того, как много продуктовых и маркетинговых экспериментов вам удастся провести за ограниченное время. Важно после каждой ошибки делать выводы и двигаться дальше. Чем больше экспериментов, тем больше шанс найти острую проблему, правильное решение, бизнес-модель и покупателя. Ошибки и провалы будут всегда — это неотъемлемая часть успеха.

Об IT-экосистеме и бизнес-климате в Беларуси

— Еще до событий августа 2020-го я скептически относился ко всем клише вроде «Беларусь — восточноевропейская Кремниевая долина». Один пример для сравнения: весь объем белорусских IT-услуг сопоставим с квартальной выручкой любой средней публичной компании в Кремниевой долине. Поэтому из-за объема рынка я никогда не рассматривал Беларусь как площадку для развития своего бизнеса. Хорошего бизнес-климата у нас в стране никогда не было. Тем не менее тенденции в технологическом секторе были позитивными. Самое главное, был рост, и темпы роста были высокими. Проводились хакатоны и другие мероприятия, появлялись новые стартапы. Сейчас такого практически нет.

Он также добавил, что вернуть имидж IT-страны в ближайшем будущем не получится.

— Не думаю, что можно просто так перевернуть страницу. В современном мире между странами идет жесткая конкуренция за таланты. Каждая страна пытается создать не просто хорошие условия для бизнеса и талантов, а условия лучше, чем где-либо. Правительства предлагают привлекательную налоговую политику, делают визовые послабления и многое другое. Соседние страны уже намного опережают Беларусь по комфорту условий для ведения бизнеса. Догнать их будет крайне трудно.

При этом Михаил Румянцев обратил внимание и на то, что IT-сообщество Беларуси неоднородно. Сложившаяся ситуация вполне устраивает часть IT-компаний.

— Многих IT-предпринимателей устраивал статус-кво до 2020 года, устраивает и сейчас. Парк высоких технологий, например, прирос новыми компаниями и дает выручку.

О жизни белорусов в долине

По наблюдениям Михаила Румянцева, в Кремниевой долине притока белорусских айтишников пока не наблюдается. Вероятно, это связано с тем, что пандемия еще не утихла, во многих странах посольства США не выдают визы.

Что касается белорусского технологического сообщества и белорусов в Сан-Франциско и окрестностях, то за прошедший год люди сплотились.

— Я бы сказал, что одно из позитивных изменений после 2020 года заключается в том, что диаспоры стали сплоченными. Такой сплоченности белорусов в США я раньше не наблюдал.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!