Куда занесет "Лістапад" ветер перемен?

22 ноября 2021
Олег ШЕПЕЛЮК

Одним из главных культурных событий в стране более четверти века был Минский международный кинофестиваль "Лістапад". В прошлом году его отменили, в этом – назначили новых организаторов.

Что из этого получилось и есть ли кинокартины, на которые стоит сходить, выясняла газета "Белорусы и рынок".

После того как власти решили забрать у компании "АРТ Корпорейшн" право на проведение минского кинофестиваля, стало ясно, что его ждут большие перемены. И это замена не только слогана и логотипа, но и, что важнее, принципа подбора фильмов.

Замена организаторов
Первый «Лістапад» прошел в столице Беларуси в далеком уже 1994 году, и до 2002 года он именовался "Международный кинофестиваль стран СНГ и стран Балтии". С годами он креп, набирал веса в киномире, а когда к его организации подключилась новая команда, это стало переломным моментом. Из, будем откровенны, рядового регионального фестиваля он превратился в форум со своим лицом, качественной организацией и считался одним из наиболее престижных кинофестивалей на территории бывшего СССР. Успех оценили в Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), и в 2013 году "Лістапад" получил не временную (с 2011 года), а постоянную аккредитацию этой организации — эдакий знак качества в киномире.

На наш кинофорум приезжало немало кинозвезд: Фанни Ардан, Клер Дени, Андрей Звягинцев, Эмир Кустурица, Кшиштоф Занусси, Брийанте Мендоса, Дени Коте, Сергей Лозница.

В прошлом году "Лістапад" был отменен за день до начала. Формальная причина — пандемия коронавируса. Зрители в предвкушении увидеть порядка 120 картин из 50 стран в результате остались без кинопраздника. И уже тогда стало ясно, что создававшая фестиваль команда в качестве будущего организатора "Лістапада-2021" не рассматривается. Решение было найдено неожиданное: летом этого года устроителем назначили «Беларусьфильм». Времени у кинокомпании было мало — за три с половиной месяца предстояло решить массу проблем командой, которая ранее с подобными задачами не сталкивалась. На это ей было выделено 775 тыс. рублей (315 тыс. долларов): 550 тыс. — Минкультом, 225 тыс. — самим "Беларусьфильмом".

"Когда студии «поручили» делать "Лістапад", я при встрече выразила сочувствие Владимиру Карачевскому: три с половиной месяца — очень малый срок для подготовки, однозначно. Мы начинали делать новый фестиваль на следующий день после завершения форума. Отсмотр и отбор фильмов, коммуникация с сотнями людей из десятков стран, решение проблем с правами, правообладателями — наш программный директор Игорь Сукманов весь год был в работе", — рассказала бывший директор "АРТ Корпорейшн" Анжелика КРАШЕВСКАЯ.

Не то кино
Задача новой команды усложнилась, когда FIAPF, отреагировав на лишение "АРТ Корпорейшн" прав организатора, отказала "Лістападу" в аккредитации. Затем от детища властей открестилась и Международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ). Стало понятно, что на сей раз уровень будет заметно слабее.

"Прошлая дирекция старалась выстроить определенную карту. Что такое программа? Это пасьянс смыслов, который ты раскладываешь через картины разных авторов. И когда человек его смотрит, то у него начинают перекликаться многие картины. Сейчас такого и близко нет", — пояснила киножурналист, член ФИПРЕССИ Дарья АМЕЛЬКОВИЧ.

Она также отметила, что ранее у организаторов была четкая взвешенная концепция, и выбиралось кино, нацеленное на осмысление наших общих коллективных травм, коллективного прошлого, — киноленты фестиваля рассказывали о том, что болит у народов разных стран и даже континентов.

"Кино — это инструмент, реагирующий на то, что происходит в мире, и режиссеры стараются словить нерв времени, выявить актуальный конфликт, найти новый киноязык. "АРТ-Корпорейшн" долго шел к этой концепции, искал то, что волнует общество — и белорусское, и в целом посткоммунистическое. Мы осмысливали то, что с нами произошло в ХХ веке, осмысливали советскую утопию и через кино разных стран проходили этот путь, и в то же время это был отсыл к современности и ее конфликтам. Нельзя бегло бросить фразу "кино с человеческим лицом", должна быть профессиональная работа, описывающая ленты, которые отбирают на фестиваль".

"Золотой Витязь" минского разлива?
Дарья Амелькович отметила любопытную особенность: в речи директора "Беларусьфильма" на "фестивальной" пресс-конференции постоянно звучали слова «задача», "мы должны", "обязаны", сквозила риторика о поставленной перед организаторами задаче и ее исполнении. «Это все очень грустно, потому что стало очевидно: это конец большой эпохи. Владимир Карачевский повторил, что будет кино «с человеческим лицом». А что это такое? Вы можете эту формулировку раскрыть? Давайте вспомним "Иди и смотри" — это кино с человеческим лицом? А до этого кино на "Лiстападе" было с каким лицом?" — задалась вопросом Дарья.

Кинокритик Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ считает, что слова Владимира Карачевского о том, что новой команде удалось поднять уровень, — большая бравада. "По моим сведениям, многие режиссеры отказались ехать на этот "Лiстапад", так как не считают его фестивалем международного уровня. Для них новая команда — малознакомые люди. Многие отказались в связи с тем, что происходит у нас в стране, — из-за политического кризиса. Проведение фестиваля на высоком уровне было вызовом и прошлой команде, и я искренне сочувствую новым организаторам, которые вынуждены готовить фестиваль в сжатые сроки. Тем не менее нельзя не сказать о включении даже в основную программу довольно спорных, причем в художественном плане, картин. Невозможно не удивляться и составу жюри — как основного, так и документальной программы форума. Раньше не приходилось сомневаться в его компетенции", — отметил Тарас.

"Если раньше в Минск приезжали Брийанте Мендоса, Сергей Лозница, Кира Муратова, Фанни Ардан, Андрей Звягинцев, то сегодня приезжает Николай Бурляев… Организатор "Золотого Витязя" — совсем другого фестиваля, очень отличающегося от "Лiстапада". Кстати, Бурляев, приезжая, критиковал наш фестиваль. У каждого кинофорума должно быть свое лицо, и «Лiстапад» не должен превратиться в белорусский «Золотой Витязь", — уверена Дарья Амелькович.

Без "Купалы"
Одна из главных интриг кинофорума — покажут ли "Купалу", ленту "Беларусьфильма", премьера которой должна была состояться на "Лiстападе" год назад. Картину уже демонстрировали в Москве, в ноябре 2020-го на фестивале «Московская премьера» ее посмотрели 170 человек. Но белорусский зритель его до сих пор не видел (фильм создан в 2018–2019 годах). На пресс-конференции организаторов стало ясно, что и не увидит, по крайней мере в Минске в этом году.

"Это еще один камень в фундамент позиции, что фестиваль превратился в действо, интересное прежде всего чиновникам, а не зрителям или людям искусства. И еще раз подтверждает, что решение о том, показать ли главный белорусский фильм последних лет, принималось явно не организаторами, ведь студия была бы рада показать его белорусам", — отметил Тарас Тарналицкий.

"Это было бы смешно, если бы не было очень грустно: фильм именно сейчас "попадает во время". И парадокс в том, что когда Владимир Карачевский пришел на "Беларусьфильм", то студия запустила несколько "национально ориентированных" проектов, и государство затратило на создание того же "Купалы" немалые по белорусским меркам деньги. А в кулуарах стали говорить о том, что студия вернула себе звание "национальной", так как до этого были фильмы "Черный пес", "Следы на воде" — проекты, зависшие между прошлым и настоящим. И вот теперь студия сняла "Купалу", а показать его не может. Это драматический момент в истории "Беларусьфильма", — заявила Дарья Амелькович.

Идти и смотреть?
В отличие от предыдущих лет, организаторы не объявляли программу "Лiстапада" за три недели, обнародовали лишь в день начала продажи билетов. Ход довольно спорный, если не сказать больше. Что же в программе? Стоит ли идти и смотреть?

"В условиях цейтнота новой команде было нелегко. Тем не менее Олегу Сильвановичу удалось привезти в Минск несколько хороших картин. В программе практически нет европейских фильмов, так как режиссеры, знакомые с ситуацией и знающие, как поступили с "АРТ-Корпорейшн", в курсе лишения аккредитации FIAPF, отказе от участия ФИПРЕССИ, понимают, в каком состоянии сейчас фестиваль. К тому же наверняка многие отказались по политическим мотивам. В результате основа программы — кинопродукция из Азии, фильмы из стран со схожими режимами — Иран, Турция, Казахстан и так далее. Основа заявок — ленты из стран, где не информированы, не понимают, что у нас происходит, и решили использовать возможность поучаствовать в хорошего уровня (ориентируясь на прежние годы) кинофоруме.

Да, есть и российские картины, одну из них я видела и рекомендую посмотреть — это лента «Последняя "Милая Болгария" Алексея Федорченко, режиссера авторского кино. Довольно удивительно, что она попала на "Лiстапад", так как создана по мотивам повести Михаила Зощенко", — прокомментировала Дарья Амелькович.

На что же еще можно сходить белорусским киноманам? По мнению члена ФИПРЕССИ, таких картин от силы пять. «Кроме названной выше, это «Герой» иранца Асгара Фархади, с двумя наградами Каннского фестиваля, победивший в Берлине "Неудачный трах, или Безумное порно" румына Раду Жуде, но он будет показан, насколько я знаю, в усеченном варианте. Интересна также лента братьев Зюрхер из Швейцарии "Девушка и паук", в секции "Кино молодых". Стоит сходить и на фильм Галины Адамович "Стрела" — о народном коллективе "Стаўбунскія вячоркі". Возможно, кому-то будет интересен фильм Оливера Стоуна о Назарбаеве", — посоветовала Дарья Амелькович.

Пройдет фестиваль с 20 по 26 ноября.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!