Авторы проекта МК «ФАРФОРОВЫЙ»: В династии ты стартуешь не с чистого листа, а с космодрома

26 октября 2021

Директор СООО «ИНФОРЕАЛТ» Ирина РОНДЕЛЬ, рассказала газете «Белорусы и рынок», каково это — продолжать дело родителей и передавать его своим детям.

Три поколения династии Рондель вносят вклад в строительство Минска.

Рауль Мартынович Рондель приехал в Минск по распределению в 1944 году, на второй день после освобождения города. Восстанавливал дороги для продвижения армии, рассчитал и построил мост по улице Козлова, который простоял без капремонта 50 лет! Учил студентов в Политехническом институте, занимался наукой — стал родоначальником научного направления инженерно-градостроительной геофизики, первым послевоенным доктором технических наук, профессором, заведовал кафедрой инженерной геодезии. Его жена Мария Викторовна Рондель особенно гордилась своим проектом фарфорового завода. Несколько лет назад завод снесли. На его месте строится комплекс МК «Фарфоровый», а проект к нему разработал сын Рауля Мартыновича и Марии Викторовны — мэтр архитектуры Валерий Рондель. Его сестра, директор СООО «ИНФОРЕАЛТ» Ирина РОНДЕЛЬ, рассказала газете «Белорусы и рынок», каково это — продолжать дело родителей и передавать его своим детям.

— Ваши родители и брат связали судьбу с архитектурой и строительством. Вы окончили архитектурный факультет и руководите девелоперскими проектами. Был ли у вас выбор или давление родителей предрешило вашу профессиональную карьеру?

— В детстве я хотела стать писателем. Меня впечатлили первые книжки — «Честное слово», «Две лягушки» и «Буква «Ты», написанные Леонидом Пантелеевым. Сейчас понимаю, что таким образом я получила заряд кодекса чести, инструкцию по выживанию и достижению цели, а также ключ к пониманию миров других людей. Поскольку я была третьим и поздним ребенком в семье, опытные родители меня не упустили: заблаговременно, пока не наступил переходный возраст, задали вектор, и в результате я первой в классе знала, что стану архитектором. По-детски нравилось слово АРХИ-ТЕК-ТОР. Да и кубики были любимой игрой. Это так завораживало — достать коробку с кубиками и каждый раз фантазировать новую конструкцию. Так что ни давления, ни сомнений, ни альтернативы не было.

— Продолжение профессиональной династии — это ограничение в профессии или дополнительный бонус?

— Продолжать дело родителей легко, приятно, почетно и круто! Ты стартуешь не с чистого листа, а с космодрома. Тебе все рады, потому что знают, что ты разобьешься в лепешку, но не подведешь! И не потому, что боишься, а потому, что впитал профессионализм с молоком матери и под строгим взглядом отца. Ты просто не сможешь относиться к делу безответственно.

— Ваши дети продолжают династию — тоже связаны с архитектурой. Что происходит за семейным столом в такой семье, как ваша? Спорите или говорите о работе только на работе?

— Да, мои дети, дочь Ирина и сын Константин, тоже выбрали профессию архитектора. Оба окончили архитектурный факультет и со студенческих лет работают над нашим проектом под началом брата Валерия в институте «Минскгражданпроект».

За семейным столом мы в основном шутим, смеемся и говорим друг другу приятные вещи. В отличие от меня, дети работают только в рабочее время, но профессиональные вопросы мы обсуждаем круглосуточно и в основном по вайберу. С детьми я не спорю, а наоборот, как и брат, советуюсь с ними по всем вопросам и прислушиваюсь к их мнению. У них хороший вкус, и они живут в поле современной эстетики, не отягощенной сложными наслоениями советского опыта.

С родителями я советуюсь по всем проблемным вопросам — к сожалению, уже только мысленно, но при этом хорошо знаю, что они ответили бы и посоветовали в том или ином случае. Независимо от того, что родители когда-то уходят, они всегда остаются внут­ренним барометром, компасом, определяющим правильный путь.

— Что вы считаете вашим главным профессиональным достижением? Были ли у вас ошибки?

— Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки, конечно же, были. На протяжении всей предпринимательской деятельности с 1993 года нас не покидает ощущение, что мы пионеры, идущие по минному полю, и что до нас еще никто не жил, и уж точно никто не знает никаких советов, как проехать очередную проблему. Тем не менее гордиться есть чем.

Одним из достижений я считаю конкурс на эскизный проект бизнес-центра по улице Лещинского (ныне это SKY TOWERS). В 2002 году это был один из первых бизнес-центров в Минске. В жюри конкурса я пригласила весь архитектурный бомонд столицы — главных архитекторов города, области, ведущих проектных институтов — и споры были чуть не до драки. Этот конкурс я провела в очень тяжелое для нас время — когда в один день трагически погибли мои любимые мама и папа.

Также горжусь нашим бизнес-центром класса «Б» — «ИНФО» по улице Пономаренко, 35А: на этот проект потрачено восемь лет. Мы не только придумали и построили его, но создали и 14 лет контролировали службу эксплуатации и товарищество из 130 собственников. А такой парковки на 258 машино-мест нет ни в одном бизнес-центре столицы. Работать в БЦ «ИНФО» удобно и комфорт­но, поэтому в любое время он заполнен.

Каждый новый проект — это подъем по спирали. Так, наш проект МК «Фарфоровый» в 2019 году стал лауреатом международного конкурса «НОПРИЗ» в номинации «Лучший многофункциональный комплекс». Мы предложили построить концептуально новую среду — самодостаточный комплекс для жизни, работы и отдыха с полным набором сервисов.

Но главным достижением я считаю нашу профессиональную команду: не по возрасту молодую, задорную, веселую и оптимистичную. С партнером Мариной Дорожкиной мы со студенчества вместе. Каждую новую проблему встречаем со смехом: «Никогда такого не было и вот опять!» — и тогда проблемы как-то рассасываются сами собой. Мы, как штурманы, ведем наш проект МК «Фарфоровый» по узкому фарватеру бывшей реки Переспы среди огромного количества ограничений и проблем, постоянно, но безрезультатно пытающихся опрокинуть, разбить и затормозить наш фарфоровый флагман.

— Какое сооружение в Минске и в мире является для вас примером смелой архитектурной идеи и исполнения?

— Музей Гуггенхайма в испанском Бильбао. Сам автор, архитектор Фрэнк Гери, признался, что на открытии музея его посетила мысль: «Боже! Что же я наделал?!» В результате спроектированный им музей превратил промышленный город Бильбао в один из мировых культурных центров.

Глубоко впечатлили меня и экспрессивные архитектурно-­ландшафтные композиции великого валенсианского архитектора-неофутуриста Сантьяго Калатравы.

В Минске мне нравится проект моего брата — МК «Славянский квартал». С национальным белорусским кокошником он смело и вместе с тем удивительно деликатно вписался в среду парадного и идеологического центра и нашего уникального водно-зеленого диаметра и стал символом и ориентиром столицы Беларуси, на фоне которого проходят все городские праздники.

И, конечно, вершина нашей творческой команды — строящийся комплекс МК «Фарфоровый».

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!