Минск не должен превратиться в монстра

15 октября 2021
Олег ШЕПЕЛЮК

Сейчас Александр ПЕТРОВ учит студентов уму-разуму, входит в жюри различных строительных конкурсов, в 2011—2013 годах он был главным архитектором Минска, а до того многие годы возглавлял проектно-исследовательское коммунальное унитарное предприятие «Минскградо».

Газета «Белорусы и рынок» поинтересовалась у него: чего и почему не хватает нашей столице?

— Какие планы по развитию Минска принимались 15—20 лет назад, что удалось из них воплотить в жизнь, а что нет?

— В целом генпланы выполняются, но сегодня самая большая проблема в том, что городу некуда развиваться: у него обрезали перспективные территории развития. И как всегда происходит в таких случаях, Минск стал самоуплотняться и расти вверх, потому что остановить развитие города невозможно, он все равно будет развиваться или станет умирать. Наш город умирать не собирается, посему он будет развиваться за счет уплотнения территории и увеличения этажности.

Мы это видим на примере «МинскМира» и квартала у Парка Челюскинцев — застройки «Дана Холдинг». Там этажность, непривычная для нашего города, намного выше, чем было принято ранее. Второе — продолжается агрессия на свободные территории в центральной части города. Минчане потихоньку лишаются зеленых насаждений.

Следствием нехватки мест под застройку стал более активный снос частного сектора, на месте которого вырастают многоэтажные «панельки». Думаю, недалеко то время, когда начнут сносить пятиэтажные панельные «хрущевки», тем более что они находятся преимущественно в центральной части города, и застраивать эти территории многоэтажными домами.

— В ХХI веке в Минске было принято уже три Генплана: в 2003-м, 2010-м, и 2015-м. Последний сильно отличался от двух предыдущих. В чем причина?

— Территории вокруг Минска, которые в Генплане 2010 года мы отводили под перспективное развитие, сегодня осваивают другие застройщики — под маркой Минского района, но все равно застраиваются. В частности, Новая Боровая, район Ратомки — «Пирс». В целом для застройки и расширения города предполагался большой ряд территорий, включающий множество деревень и поселков у МКАД. Но затем все резко изменилось: на уровне руководства страны было решено кардинально изменить Генплан, чтобы «не свозить в Минск людей со всей страны».

Причем сегодня гуляет несколько ошибочный посыл — что, возводя новое жилье, мы увеличиваем население города за счет приезжих. Ничего подобного, перспективные территории вокруг столицы предполагалось застраивать для тех, кто уже живет в Минске, — для очередников. Ведь у нас большая потребность в жилье, и минчане раскупают новостройки.

Многие сетуют, что Минск уже перешагнул двухмиллионный рубеж и в нем живет более 20 % населения страны: дескать, дальше нельзя его увеличивать. Но мне кажется, что большого притока в город в ближайшее время не будет, большого притяжения нет.

— Есть проблемы, обозначенные в Генплане 2003 и 2010 годов, но не решенные до сих пор?

— Не достроены транспортные кольца. Так как схема транспортного движения в городе радиально-кольцевая, и радиальные направления хорошо отработаны — проспекты Независимости, Победителей, Партизанский, Дзержинского, улица Притыцкого, Логойский тракт и другие, то остро назрела необходимость кольцевых, которых, кроме МКАД, по планам должно было быть еще три. А пока худо-бедно построено одно — второе кольцо.

Но дело в том, что все радиальные и кольцевые направления не имеют пересечений в разных уровнях — все со светофорным регулированием. Поэтому скорость движения и удобство оставляют желать лучшего. А первое кольцо, которое сейчас усиленно пытаются достраивать, не завершено. А для чего нужны кольца? Чтобы люди не пересекали город насквозь, а могли поехать по менее напряженному маршруту. Согласно исследованиям, в центральной части Минска 70 % транзитного транспорта — те, кому в центр не надо, но они не могут его объехать. Из-за этого увеличивается плотность движения и постоянно возникают заторы. А если построить первое кольцо без пересечений в одном уровне, то значительно сократится количество автомобилей в центральной части столицы.

Почему у нас сегодня перегружена МКАД? Вовсе не за счет транзитников, а за счет минчан, которые используют внешнее кольцо как внутреннее, которых нет. Поэтому из Каменной Горки в район Партизанского проспекта удобнее ехать через МКАД, чем по городу — с пробками и светофорами.

— Чего сегодня не хватает Минску?

— Денег (смеется). Любое развитие города — это экономика. Если говорить серьезно, то ответить на ваш вопрос трудно: мне приходилось бывать и жить в разных городах мира, и когда я начинаю сравнивать их со столицей Беларуси, то получается, что у нас все совсем не так плохо, как может показаться. Хотя обустроенных зеленых территорий явно не хватает, особенно в западной части столицы. Именно зеленые насаждения первыми страдают при застройке, они беззащитны, у них нет хозяев, если не брать в расчет городские власти, для которых содержание парков и скверов — дополнительные большие расходы. И именно зеленые насаждения страдают первыми, после того как город лишается территорий для перспективного развития.

Не хватает парков, обустроенных ландшафтно-рекреационных территорий, которые можно использовать для отдыха. В последнее время появилось всего несколько новых — Лошицкий парк обустроили, Парк Победы. Но в западной части города с этим проблемы, можно назвать лишь парк Павлова в Малиновке.

Кроме зеленого диаметра — реки Свислочь, генпланами предусмотрено создание двух водно-зеленых полуколец — парковорекреационных зон. Первая — Слепянская система — в настоящее время реализована. Другая — Лошицкая водно-зеленая система — должна была появиться в западной части Минка, от парка «Тивали» на улице Притыцкого по руслу Лошицы до Свислочи. Скверы и парки должны были быть «нанизаны» на ряд водных объектов, но для обустройства этих территорий нужны деньги. И немалые. Пока территории в целом сохраняются, хотя северная сторона улицы Притыцкого уже застроена, и парк «Тивали» отрезан от остальной части водно-зеленой системы.

— А если эти деньги будут — может быть, следует, как в передовых городах и странах, развивать трамвай вдоль того же западного полукольца, соединив массу спальных микрорайонов. Ведь он не стоит треть времени на зарядке, как электробус, и провозная способность у него — как у метро, которое раз в 10 дороже?

— Но для скоростного трамвая, в отличие от электробуса, нужны рельсы, выделенные и огражденные территории. Это фактически наземное метро, но у нас сегодня больших проблем с общественным транспортом нет — он работает неплохо даже по сравнению со многими европейскими городами. Да, в свое время была идея развития скоростного трамвая и прокладки трасс, в том числе до Логойска. Но по разным причинам она не была реализована. Идеи должны быть подкреплены здравым смыслом и экономическим расчетом. Куда более перспективной видится идея с трассой в аэропорт «Минск-2». Она на 40 % сокращает расстояние, к тому же соединяя с городом поселок Сокол и белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень». Но пока я не вижу объективной сиюминутной необходимости в осуществлении этого проекта, есть более важные вещи, на которые можно было бы потратить средства.

— На какие?

— Ну, например, есть программа «Чистая вода», которую нужно доводить до конца. В большинстве районов Минска вода хорошая, но не во всех. Существует необходимость обновления водозаборов, проведения других работ. Сегодня они ведутся, но их можно (и нужно) было бы активизировать, но все опять упирается в деньги. Ведь это непосредственно касается здоровья и экологии, что очень важно для жителей двухмиллионного города.

— Многоэтажность, о которой вы говорили, выливается в каменные гетто, от которых в Европе уходят, так как панельки в 20 этажей в итоге превращаются в районы, в которых живут маргиналы.

— Я не говорю, что это хорошо. Речь о том, что у города нет сейчас другого варианта. А то, что в том же «Северном береге» плотность застройки практически в два раза превосходит разрешенную генпланом (7600 кв. м), то это согласно указу, по которому этот проект реализуется. Земли для развития города были, они есть и сейчас. Генпланом 2010 года были определены территории перспективной застройки в нынешнем пригороде. Но потом было принято решение, и в новом генеральном плане, 2016 года, перспективные территории развития не предусматривались. Считаю, что это было ошибкой.

— Вынос предприятий не менее болезненный вопрос…

— Генпланом 2003 года был предусмотрен вынос за пределы МКАД 26 предприятий, в 2010-м эти планы практически полностью были подтверждены, но в реальности вынесли мало — то ли шесть, то ли восемь. Причина в том, что в те годы был огромный спрос на такие территории, и собственники заводов и фабрик (министерства и ведомства), либо сопротивляясь выносу, либо пытаясь получить максимальную выгоду, ставили перед потенциальными инвесторами невыполнимые условия.

А сегодня ситуация развернулась на 180 градусов, что можно проследить на примере завода им. Кирова, расположенном в самом центре Минска. В свое время инвесторы были очень заинтересованы в этом участке земли, но до подписания соглашения дело не дошло. В итоге предприятие умерло естественным путем, стоит заброшенным, и спросом этот объект не пользуется. То есть момент пикового интереса мы упустили, и сегодня не так просто обустроить территории этих предприятий.

— Каким должен стать Минск, каким вы хотели бы его видеть?

— Мне хотелось бы, чтобы он остался таким, как есть, — по этажности, озеленению, насыщенности транспортом, чтобы он не превратился в монстра, в котором трудно и неудобно жить. Я против увеличения высоты застройки, потому что это приводит к совершенно нежелательным условиям жизни.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!