• 22.09.2021
  • USD 2.503
  • EUR 2.9341
  • RUB 3.4168

Дарья РЕЗЬКО: Продажа книг не торговля колбасой

25 августа 2021
Дмитрий ЯЧМЕНЕВ, «Белорусы и рынок»

С каждым годом все больше читателей попадают в волшебный мир книги через магазины «Букваешка». Причем не только юные белорусы, как можно было бы подумать, исходя из названия.

О том, как оптовая торговля переросла в сеть магазинов, которая успешно развивается и растет, рассказала газете «Белорусы и рынок» собственник сети книжных магазинов Дарья РЕЗЬКО.

— Сегодня магазины сети есть в Минске и в нескольких областных городах. А с чего же стартовала ваша компания?

— На рынке мы уже почти 20 лет. Начинали с маленьких розничных точек, потом занялись оптовой торговлей книгами, а затем поняли, что гораздо интереснее иметь свои магазины. В 2015 году, когда эта идея стала материализовываться, речь о сети еще не шла, отчасти поэтому первый магазин, открывшийся в 2016-м в Гродно, на площади всего 40 кв. м, мы назвали «Букваешка». Но со временем выросли в большую сеть, в которой сегодня не только 18 «Букваешек», но и дискаунтер «Читай-мечтай», расположенный на территории ТД «Ждановичи», франшизные магазины «КанцПарк», магазин Read&Dream в ТЦ «Палаццо».

— Многие годы книжные магазины по миру закрывались. А что теперь? Люди вернулись от электронных книг к бумажным?

— Верно. Как это обычно бывает, тенденцию задали американцы. Несколько лет назад продажи в независимых книжных магазинах стали расти, и рост этот в итоге составил 30 %. Причин этого много, но одна из главных — расположение. Раньше книжные магазины «жили» отдельно, теперь — в крупных торговых объектах.

— Уверенный рост вашей сети — это грамотная маркетинговая политика или заполнение вакуума, образовавшегося после закрытия книжных магазинов по всей стране?

— Думаю, это комплекс причин и сочетание многих факторов. Ведь спрос на книги существует и будет существовать всегда. Понятно, что это не предмет первой необходимости, и люди ежедневно не вспоминают о том, что им надо купить книгу. Но ведь все равно надо. И необходимо им об этом постоянно напоминать. Как? Ответ один: открывая новые книжные магазины, которые сами по себе становятся рекламой чтения. И эта реклама (книжный магазин в торговом центре) работает в том числе и на импульсные покупки.

— Предположу, что ассортимент у вас широк и все поставить на полку невозможно. Для этого есть интернет-магазин?

— Действительно, книжные магазины не генератор высокой прибыли, и дорогие метры торговых площадей в наших ТЦ не позволяют размещать весь ассортимент. Для этого у нас есть не только интернет-магазин, в котором, кстати, бывают и акции, а скидки постоянны, но и наш дискаунтер «Читай-мечтай». Покупатели любят его не только за атмосферу, но и за возможность приобрести книги, канцтовары, игрушки и другие товары с десятипроцентной скидкой.

— Побывав в вашем магазине Read&Dream в ТЦ «Палаццо», который по сути является «Букваешкой» премиум-класса, не могу не отметить оригинальное оформление и созданную там атмосферу — очень стильный магазин. Такой подход позволяет максимизировать продажи?

— Создание атмосферы важно, и упомянутый вами Read&Dream — наш флагман во всех отношениях. И в дальнейшем мы будем использованные там подходы применять и в других магазинах, занимающих от 100 кв. м, трансформируя их. Создание некоего сочетания библиотеки и домашнего очага, где можно посидеть, отдохнуть с книжкой, немаловажный момент, но еще более весомым фактором мне видится индивидуальный подход к покупателю. Ведь продажа книг не торговля колбасой. Это в некотором роде элитная торговля, и в ней очень важно обслуживание, которое должно быть высокопрофессиональным.

В этом плане не могу не отметить наш магазин «Букваешка» в ТЦ «Момо» у станции метро «Могилевская». Покупатели постоянно отмечают уровень продавцов, благодарят. Там есть девочки, работа которых восхищает, учиться у них мы призываем всех наших продавцов из других магазинов. Когда видишь, как они работают, кажется, что они прочли едва ли не все книги в магазине и могут дать экспертный совет любому покупателю.

— Сегодня книги стали недешевым удовольствием. Как вам удается держать относительно низкие цены?

— Мы являемся дистрибьютором самых крупных книжных и канцелярских компании России, а также белорусского издательства «Аверсев», выпускающего учебную литературу. Поэтому у нас доступные цены, и мы стараемся удовлетворить спрос очень широкого круга покупателей.

В наших магазинах есть как книги для самых маленьких — тех, кто еще не умеет читать, так и книги по программному обеспечению, бизнес-литература, и, конечно же, классика, отечественная и зарубежная, а также канцелярия — от самой простой и дешевой ручки до «Паркера» за 300 рублей.

— А что читаете вы? И не влияют ли ваши предпочтения на ассортимент «Букваешек»?

— Стараюсь, чтобы этого не было. Ту же фантастику я не очень понимаю, но продается она хорошо. Правда, бывают исключения. Например, люблю «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», но однажды выяснилось, что у нас в магазинах ее нет. Настояла, чтобы книга появилась, и продавцы прочли ее, так как они по обыкновению предлагают покупателям то, что читали сами. Может, это прихоть, но я считаю, что Владимира Войновича должен прочесть каждый, потому что это потрясающее произведение. Также уверена, что в каждом магазине должен быть «Имаджинариум» — в эту игру я сама постоянно играю и считаю, что это прекрасный вариант проведения семейного досуга. Такие игры объединяют семьи, делают их крепче и дружнее — на той же даче можно не только работать, но и с пользой отдыхать.

— Кстати, об играх и канцелярии. Почему решили развивать этот сегмент?

— Изначально книги составляли 90 % нашего ассортимента, но постепенно мы расширяли отдел канцелярии и сопутствующих товаров (в том числе игрушек), стараясь удовлетворить желания и нужды наших покупателей. И сегодня этот сегмент «весит» уже порядка 40 %. Но все равно от книг мы никуда не уйдем, ведь у людей никогда не исчезнет естественное желание прочесть книгу. И приятнее читать книгу, держа ее в руках.

— А какие книги сейчас наиболее популярны? Как различаются вкусы женщин и мужчин, предпочтения по возрастам?

— Нарисовать единый портрет нашего читателя невозможно. Поэтому у нас есть книги для любой аудитории и любого поколения: комиксы «Марвела» — для юного и не только, фэнтэзи — для молодежи, которая, как ни парадоксально для кого-то, стала возвращаться к книгам, фантастика и «вечный» Кинг и, безусловно, классика, а также женские романы — для тех, кто постарше. Это если говорить упрощенно. Ведь  есть и подростки, обожающие Чехова и Толстого, и мужчины в пенсионном возрасте, предпочитающие легкие романтические произведения. Что касается молодежи, то в последнее время одним из самых популярных авторов у них стал Оруэлл.

И, безусловно, хит конца лета и начала осени — учебная литература. Если ребенок с родителями пришел к нам за учебниками, атласами, контурными картами, рабочими тетрадями, рюкзаками, красками, пеналами, то все это он найдет в «Букваешке», а папа и мама смогут приобрести тот же «Имаджинариум» или свежий бестселлер.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!