• 08.05.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Белорусы склонны завышать собственный уровень бюджетной грамотности

15 апреля 2021

Уровень бюджетной грамотности населения Беларуси низкий: его средняя оценка по 5-балльной системе составила 2,02 балла.

Об этом свидетельствуют результаты аналитического отчета «Бюджетная грамотность населения Республики Беларусь», подготовленного Белорусским институтом реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART).

Так, 80,5% респондентов онлайн-опроса отметили, что в той или иной мере имеют представление об объемах средств, которые выплачивают государству в виде различных налогов, но лишь 14,9% респондентов офлайн-опроса сумели правильно ответить на вопрос о размере обязательных отчислений с заработной платы.

Ранее факт того, что белорусы преувеличивают свои знания о бюджете, был выявлен в исследовании SYMPA/BIPART «Участие общественности в бюджетной политике».  

В действительности, уровень бюджетной грамотности населения Беларуси низкий: его средняя оценка по 5-балльной системе составила 2,02 балла, включая:       

  • в части знания основных ставок налогов и взносов – 2,79 балла
  • в части знания основных направлений расходов бюджета – 1,39 балла
  • в части способности читать, расшифровывать и понимать бюджеты – 2,39 балла
  • в части понимания сути бюджетного процесса и знания основных стейкхолдеров – 1,51 балла

Ни один из респондентов не смог получить максимально возможный балл (5). Наилучший результат отмечен в части знания основных ставок налогов и взносов (2,79 балла), а наихудший – в части знания примерной структуры расходов сектора госуправления (1,39 балла). При этом самым простым оказался вопрос о ставке подоходного налога (76,9% респондентов дали верный ответ), самым сложным – о самом финансируемом направлении расходов консолидированного бюджета в 2020 году (4,2% респондентов сумели ответить верно).

На основании сравнения данных опросов 2020 и 2017 годов можно сделать следующие выводы:

1.Осведомленность белорусов о том, какие налоги с зарплаты уплачиваются в обязательном порядке, возросла в части подоходного налога с 85,4% до 91,6%, в части отчислений в ФСЗН – с 72,9% до 85%;

2. Оценка понятности и прозрачности процедуры госзакупок ухудшилась, а доля несогласных с утверждением об открытости и понятности госзакупок выросла с 54,5% до 62,1%;

3. Доля белорусов, осведомленных о том, какой орган утверждает бюджет, возросла с 15,5% до 22,6%;

4. Доля белорусов, в той или иной мере согласных с тем, что органы власти должны финансироваться гласно и только за счет средств бюджета, возросла с 77,4% до 85,2%.

Выявленная динамика показывает, что в Беларуси растет общественный запрос на прозрачность и подотчетность бюджетного процесса. Вместе с тем лишь 7,5% опрошенных правильно ответили на вопрос о том, что такое «Бюджет для граждан». Это может свидетельствовать о том, что Минфин и органы исполнительной власти на местах прилагают недостаточно усилий для распространения «Бюджетов для граждан» после их разработки и публикации.

Многие белорусы склонны преувеличивать объемы финансирования силовых органов и госдолга и при этом преуменьшать социальную направленность бюджета. Расходы на армию, милицию и госдолг гораздо чаще отмечаются в качестве финансируемых в больших объемах по сравнению с расходами на образование и здравоохранение. Такая неосведомленность может быть связана как с представлениями белорусов о наиболее значимых для государства сфер поддержки, так и с недостаточной прозрачностью бюджетного процесса.

Жители крупных городов больше, чем жители небольших населенных пунктов, осведомлены о размерах налоговых отчислений, лучше считывают и понимают бюджетную информацию. Вместе с тем жители малых городов больше осведомлены о структуре расходов бюджета и чаще видят его социальную направленность. Это может объясняться тем, что социальные программы имеют большее значение именно для жителей небольших городов, что, в свою очередь, может быть связано с разницей в уровне благосостояния между жителями крупных и малых населенных пунктов. В связи с этим жителям небольших городов в большей степени присущ патернализм.

Люди среднего и старшего возраста зачастую осведомлены о налогах и бюджете больше, чем молодежь. Вместе с тем молодежь чаще видит социальную направленность бюджета и отмечает образование и здравоохранение в числе самых финансируемых расходов.

Люди с более высоким уровнем образования больше осведомлены о размерах налоговых отчислений, лучше считывают и понимают бюджетную информацию, но при этом меньше видят социальную направленность бюджета.

Уровень бюджетной грамотности практически не зависит от пола, но прослеживается зависимость от возраста, образования и места жительства.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!