Недавно витебская компания «Альянспласт» отметила юбилей. За четверть века она превратилась в одного из главных игроков рынка упаковки на постсоветском пространстве. Но только этим достижением не ограничивается и стремится диверсифицировать свои поставки, находя клиентов даже на другом конце земного шара.
Об этом и не только газета «Белорусы и рынок» поговорила с бессменным руководителем компании Николаем СИЛИНОВЫМ.
— «Альянспласт» уверенно развивается, и в этом году отпраздновал четвертьвековой юбилей. Расскажите, как предприятие прожило тяжелый 2020-й?
— Несмотря на все проблемы и трудности, нормально пережили: компания производит упаковку для пищевой отрасли, а ведь даже в пандемию люди меньше есть не стали. И финансовые результаты, и то, что появились новые клиенты, в том числе в Евросоюзе, позволяют нам оценить ушедший год как неплохой.
Вектор, который мы задали три года назад, — увеличение продаж в ЕС, продолжаем расширять. Главным рынком, безусловно, остается Россия, но развиваться стараемся в ЕС. Отмечу, что больше проблем с реализацией у нас было именно в России, так как они закрывали границы. Да и сейчас есть сложности: на дорогу в Москву мы тратим два дня, огромные очереди на российской границе. У нас почему-то везде пишут и рассказывают о том, сколько машин скопилось на польской, латышской, литовской границах, но никто не говорит о таких же очередях, а то и больших, на российской. Наши машины ходят и в Ригу, и в Вильнюс, и нет никаких проблем — при подаче заявки на конкретное время машина оперативно проходит все процедуры и оказывается в соседней стране. А на российской границе все иначе.
— Ранее вашим основным рынком был российский, куда отправлялось 80 % продукции. Изменились ли приоритеты? Может, появились новые направления экспорта? Или вы обратили больше внимания на белорусский рынок?
— Да, российский остается главным по объему, но приоритетным направлением, рынком, где мы сконцентрировали усилия, является Евросоюз. В 2021 году произвели первые отгрузки в Перу, новые заказы от них поступили. Конечно же, мы не собираемся уходить с российского рынка, но, учитывая ситуацию там с производством упаковки, с конкуренцией, приходим к выводу, что нужно ориентироваться на рынки европейских стран: они более премиальные.
Сегодня мы поставляем свою продукцию во все республики бывшего СССР, во многие страны «старой» Европы, Израиль, Перу, США, Австралию.
Если говорить о белорусском рынке, то значительно выросли поставки на Туровский молочный комбинат — мы заменили для него ряд позиций, которые он покупал в Италии. И вообще развитие отношений с ТМК радует: они финансово стабилизировались и стали лучше рассчитываться за полученную продукцию. Традиционно увеличивали объемы поставок на «Санта-Бремор».
Что касается других заводов, то я, как профессионал, приходя в магазин, вижу, в чьей упаковке стоит продукция. Если рыбная на 80 % в упаковке «Альянспласта», то молочники пока еще используют много импортной — из Польши, Сербии, Италии, других стран. Это вызывает некоторое разочарование, ведь я понимаю, что эти вещи можем делать мы.
— Мне трудно понять: если вашу продукцию заказывают в далеком Перу, Австралии, Великобритании и США и она их устраивает, неужели белорусским предприятиям выгоднее покупать ее в ЕС?
— По моему мнению, работает несколько факторов. Первый — производители хотят выделиться на полке в том числе оригинальной упаковкой. Второй — наверное, не все молочники в нашей стране знают, что в Беларуси есть предприятие, возможности которого ничуть не ниже, чем у аналогичных в Польше, Турции или Бельгии. Ведь если мы работаем на этих рынках, то вполне конкурентоспособны. Не все белорусы в это верят.
Третий фактор — расчеты. Покупая упаковку за рубежом, наши молочные предприятия (а это государственный сектор) находят деньги и рассчитываются за продукцию. А когда берут ее у белорусского производителя, то считают, что можно и не заплатить вовремя. «Альянспласт» не настолько состоятелен, чтобы прощать долги или делать поставки и по полгода не получать за них денег. Наши потенциальные клиенты — крупные белорусские молокозаводы, мы вполне могли бы поставлять им упаковку, но не форсируем события, поскольку знаем, что, к сожалению, они не всегда платят.
— Каковы цифровые итоги года? Как вырос экспорт, объемы производства?
— Чистая прибыль в 2020-м составила 4,963 млн рублей. Российский рынок по-прежнему был приоритетным — туда уходило 65 % продукции; 10 % продаем в Беларуси, остальное — в другие страны. Цель — диверсифицировать и снизить долю рынка РФ до 50 %. Думаю, за два года ее решим. Занимаемся получением сертификата «халяль» и надеемся, что это поможет увеличить возможности по реализации продукции в восточных странах.
У нас все время интересуются: а сколько на экспорт? Следует спрашивать о другом: сколько прибыли вы заработали в ушедшем году? Вот главный показатель. Не единственный, но основополагающий. А у нас постоянно все чиновники и руководители страны говорят о объемах поставок, увеличении продаж. Тот же агропромышленный сектор постоянно увеличивает объемы продаж, но и постоянно увеличивает размер долгов. Давайте разберемся, что главное, а что нет, что важное, а что не очень.
Меня уже не раз в этом году спрашивали: насколько увеличили объемы продаж? А я доволен уже тем, что в непростых условиях 2020 года заработали неплохую прибыль. Правда, практически всю ее, почти 2 млн долларов, инвестировали в новое оборудование.
— Инвестиции — тоже важный показатель...
— На «Альянспласте» работают 460 человек, и почти каждый год мы инвестируем по 2 млн долларов — в новое оборудование, пресс-формы, периферийное оборудование, строительство. И благодаря этому много лет нормально себя чувствуем. При этом компания не ставит целью экстенсивный путь развития — нужно эффективно использовать имеющиеся оборудование и производственные площади.
— Какие цели и задачи у «Альянспласта» на 2021 год?
— Большая задача одна, мы обсуждаем ее почти месяц: пути повышения эффективности производства, и в первую очередь повышения производительности труда. Более 50 % в себестоимости продукции предприятия составляет сырье, а оно в последние месяцы резко выросло в цене, более чем на 20 %. Так как на этот фактор мы повлиять не можем, то ищем другие резервы.
— С чем связан такой резкий рост стоимости сырья?
— Хотелки нефтяников — они решили, что мало денег зарабатывают. Из-за остановки трех европейских заводов (аварии и плановые замены оборудования) российские поставщики подогнали цены под европейские, посему вынуждены поднимать цену на свою продукцию. Надеюсь, к маю ситуация стабилизируется, но пока цена растет.
А текущие проекты идут своим чередом: пришли новые образцы от клиентов из Евросоюза, будем расширять сотрудничество, в этом году уже купили оборудования на полмиллиона долларов. Жизнь не останавливается.