• 15.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Изменения в КоАП и ПИКоАП: штрафы за флаги и лишение прав за звуковые сигналы

25 февраля 2021
Ольга ШАВЕЛА

1 марта вступают в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально­исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). Изменения носят существенный характер: фактически в действие вводятся новые редакции кодексов.

Адвокаты Дмитрий ДЯТЧИК, управляющий партнер адвокатского бюро «Юдикан», и Юлия ДЯТЧИК прокомментировали для газеты «Белорусы и рынок» некоторые из этих нововведений.

В КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности выделены три категории правонарушений, с которыми взаимосвязаны сроки, по истечении которых лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, а также возможность освобождения от административной ответственности с применением предупреждения, которое будет являться не административным взысканием, а одной из профилактических мер воздействия.

Защита персональных данных

В новом КоАП ужесточаются нормы защиты персональных данных. Теперь ответственность будет наступать независимо от требования потерпевшего. Такое нововведение связано с развитием информационных технологий и призвано повысить сознательность и ответственность лиц, использующих личную информацию. Особую осмотрительность следует проявлять и гражданам, добровольно сообщающим свои данные для регистрации в информационных ресурсах, в том числе с целью участия в бесплатных мероприятиях и получения рассылок.

Общественные работы

Изменения затронут систему административных взысканий. Появится новый вид  административного взыскания — общественные работы. Его следует отличать от исключенного из кодекса взыскания — исправительных работ. Общественные работы — выполнение лицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.

Штраф до 200 базовых величин

В части штрафа уменьшен его максимальный размер для физлиц — с 50 до 30 БВ. Однако за ряд правонарушений максимальный штраф будет достигать 200 БВ, в частности за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина; правонарушения в области финансов, предпринимательской деятельности; в области связи и информации; против безопасности движения и эксплуатации транспорта; против порядка налогообложения, порядка управления (в т. ч. и ст. 24.23 «Нарушение порядка проведения и организации массовых мероприятий») и др. Минимальный размер штрафа, налагаемого на ИП и юридических лиц за нарушение порядка налогообложения, составит 0,1 БВ.

«Протестные» ужесточения

Кодекс предусматривает ужесточение санкций по ряду составов и введение новых составов. За оскорбление верхняя граница штрафа увеличена с 20 до 30 БВ, за управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле) штраф возрастет до 200 БВ, с трех до пяти лет увеличится срок лишения водительских прав. За умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки, может налагаться штраф в размере от 6 до 50 БВ (ранее — до 10 БВ) с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью от года до двух лет. За неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных обязанностей максимальный размер штрафа будет увеличен до 100 БВ (в настоящее время — до 50 БВ). Санкцией статьи предусмотрены также общественные работы и административный арест. Получил правовую реализацию вопрос об усилении ответственности за жестокое обращение с животными.

Среди новых составов следует упомянуть и «Незаконное использование и изготовление флагов, вымпелов, плакатов, эмблем и символов, а также незаконное использование наименований «Красный Крест», «Красный Полумесяц», «Красный Кристалл». Использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно их изготовление с целью распространения может повлечь наложение штрафа от 5 до 20 БВ, на ИП — от 10 до 40 БВ, на юридическое лицо — от 20 до 60 БВ.

 

Кроме ответственности за умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в публичной форме, будет предусмотрена ответственность за оскорбление в публичном выступлении, печатном произведении, СМИ либо в информации, распространенной в сети интернет, иной сети электросвязи общего пользования.

Исключено более ста статей

При этом из КоАП будет исключено более ста статей. Среди них, например, клевета, неинформирование об отказе в удовлетворении замечания или предложения, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму, принуждение к участию в проведении собрания, митинга, демонстрации, уличного шествия.

Штраф за звук

Существенные изменения коснутся и автовладельцев. За нарушение правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массовых мероприятий предусматривается штраф до 10 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью до года или без лишения.

Введено разграничение ответственности в зависимости от концентрации алкоголя у водителя, увеличена ответственность за отказ от прохождения освидетельствования.

Действующим КоАП предусмотрена ответственность для владельцев лишь в случае фиксации превышения скорости движения и нарушения правил остановки или стоянки. В новой редакции КоАП владелец будет нести ответственность, если видеокамера, работающая в автоматическом режиме, зафиксирует любое правонарушение против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Без скоростной дифференциации

Принципиальные отличия в кодексах содержатся в части ответственности за превышение скорости. Новая редакция КоАП не предусматривает разграничений в способе выявления превышения скорости, ответственность будет одинаковой как при фиксации нарушений специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, так и при установлении превышения скорости иными способами. В соответствии с новым КоАП превышение скорости может также устанавливаться на основании средней скорости движения транспортного средства.

Опросы детей —
только с родителями

Нельзя обойти вниманием ряд изменений в отношении несовершеннолетних. Исключено одиннадцать составов административных правонарушений, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены лица в возрасте 14—16 лет. В части процессуальных прав несовершеннолетних однозначное закрепление получило право присутствия родителей и законных представителей при проведении опроса.

При освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться меры воспитательного воздействия: разъяснение законодательства, принесение извинений потерпевшему, обязанность загладить причиненный вред, ограничение досуга.

Изменения в ПИКоАП

Вводятся изменения и в порядок административного процесса. Например, органам внутренних дел передано право на составление административного протокола в случае шума соседей. Ранее эти компетенции были у организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда. Расширены полномочия прокуратуры в административном процессе: при осуществлении надзорных функций прокурор будет наделен правом составления протокола за совершение любых правонарушений.

Закрытых процессов
станет больше?

В новом ПИКоАП расширены основания для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении и мер обеспечения административного процесса. Так, в целях обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников суд сможет рассмотреть дело в закрытом порядке. Ранее закрытые заседания могли проводиться только для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физлиц, участвующих в процессе, либо сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Что касается открытых рассмотрений, присутствующие при открытом рассмотрении дела вправе осуществлять аудиозапись. Видеозапись, фото- и киносъемка допускаются с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и с согласия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Временное ограничение на охоту и вождение

К физическому лицу могут быть применены новые меры обеспечения административного процесса: временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, а также временное ограничение права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо лицу в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода.

Задержание
на срок не более 72 часов

Как и прежде, строго определены случаи, в которых административное задержание может длиться свыше трех часов, но не более 72 часов. При этом расширен перечень лиц, в отношении которых установлен запрет на задержание свыше трех часов. Кроме несовершеннолетних, в этом перечне беременные женщины, инвалиды I и II группы, женщины и одинокие мужчины, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, лица, имеющие на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющих уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, за исключением случаев задержания по основаниям 2—5 ч. 2 ст. 8.4 ПиКОАП.

Вызов через интернет

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть осуществлен посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети интернет. Осмотр вещей, ручной клади, багажа проводится в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру в отсутствие собственника/владельца с участием не менее двух понятых либо с применением аудио- и видеозаписи, фоно- и видеограмма которой приобщается к делу.

Оптимальный баланс?

Вот лишь некоторые изменения, которые появятся в КоАП и ПИКоАП. Предусматривая проанализированные преобразования, законодатель исходил из необходимости достижения оптимального баланса, с одной стороны, прав и свобод привлекаемых к ответственности граждан, юридических лиц, а с другой — публичного интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от противоправного поведения. Как будет достигнут этот баланс на практике, покажет время.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!