• 12.05.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Экономические тенденции по версии СМИ. Итоги полугодового мониторинга

08 декабря 2020
Мария ФИЛИПЧИК, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Центр экономических исследований BEROC

Как чувствуют себя в кризис разные отрасли экономики? На этот вопрос мы попытались ответить, начав в апреле этого года медиамониторинг в рамках проекта «Ковидономика». В этой статье представляем данные по итогам полугодового мониторинга и некоторые выводы из них.

Цель мониторинга

Весной этого года стало понятно, что из-за пандемии COVID-19 экономика сталкивается с беспрецедентными вызовами. Всех экономических субъектов, включая предприятия и домохозяйства, они подталкивали к изменению своей деятельности и адаптации к быстро меняющимся условиям. Для этого была необходима своевременная информация, без которой крайне трудно принимать верные решения. Мы предположили, что традиционная статистика не будет успевать фиксировать изменения в режиме реального времени. Для того чтобы оперативно получать информацию о состоянии экономики, Центр экономических исследований BEROC создал сайт «Ковидономика», на котором вручную собирает данные о факторах, оказывающих прямое или косвенное влияние на экономику. Среди них — статистика по заболеваемости COVID-19, мониторинг цен на продукты питания, сведения об изменениях мобильности населения. Еще один способ сбора данных — мониторинг сообщений в СМИ о том, как под воздействием кризисных факторов меняется ситуация в разных отраслях экономики.

Как мы проводим мониторинг

Мы сконцентрировались на ситуации на конкретных предприятиях и в отраслях и не стали включать в обзор сообщения об изменениях на макроэкономическом уровне. Оговоримся сразу: мониторинг не отражает в точности ситуацию, поскольку СМИ публикуют новости в зависимости от многих факторов, в том числе от собственных возможностей получения информации из тех или иных отраслей, от интереса конкретного СМИ к экономической тематике, от количества журналистов в штате, и в частности от числа специалистов в сфере экономики и бизнеса, а также ряда других факторов.

Всего с апреля по октябрь (в августе в силу известных обстоятельств мониторинг проводился лишь в течение нескольких дней) в мониторинг было включено 645 новостей из 26 СМИ (график 1). На графике 2 можно увидеть, как менялся интерес СМИ к новостям предприятий и отраслей — его пик пришелся на май.

В мониторинге мы распределяем сообщения СМИ по трем категориям: «позитивные», «негативные» и «переориентация». При определении сообщения в раздел «позитивные» или «негативные» мы учитывали в первую очередь динамику спроса и предложения. К примеру, к негативным новостям относились сообщения о снижении импорта комплектующих из-за закрытия границ, а также факты, которые прямо или косвенно указывали на сокращение платежеспособного спроса. Например, переход завода на четырехдневную рабочую неделю указывает на финансовые сложности, вызванные проблемами со сбытом продукции. Соответственно, к позитивным новостям мы относили восстановление спроса, выход на новые рынки и тому подобные сообщения.

Один из наиболее интересных разделов мониторинга — «переориентация». Мы включали в него деятельность предприятий, направленную на адаптацию к меняющимся условиям, — предложение услуг онлайн вместо офлайна, организацию доставки и т. п. В этом же разделе находились сообщения о перепрофилировании производства для выпуска товаров, востребованных во время пандемии, — средств индивидуальной защиты, щитков для медиков, дезинфицирующих средств, инновационных продуктов, в том числе отечественных ПЦР-тестов, существенная часть которых предоставлялась предприятиями на благотворительных условиях.

Основные наблюдения и выводы

Наиболее активно переориентировалась сфера развлечений и отдыха, за ней с некоторым отрывом следовали промышленность, торговля, IT и финансовая деятельность (график 3).

В сентябре и октябре нам не удалось найти в СМИ новостей о переориентации предприятий (график 4), притом что новости о позитивных и негативных тенденциях в разных индустриях продолжают публиковаться.

Осенью, когда кризис, вызванный COVID-19, был усилен политическим кризисом, предприятия оказались еще в более сложных условиях. Однако сейчас они не пытаются переориентироваться, чтобы приспособиться к новым условиям. Но если они и делают такие попытки, то не стремятся сообщать об этом в СМИ. Это может говорить о депрессивных настроениях среди предпринимателей и руководителей предприятий и неверии в возможность адаптации. А возможно, о том, что бизнес стремится меньше сообщать о своих находках и успехах, опасаясь привлекать излишнее внимание к своей деятельности. Также очевидно, что за весь период ведения мониторинга количество негативных новостей заметно превышает количество и позитивных сообщений, и сообщений об инновациях и переориентации предприятий.

Если обратиться к разбивке новостей по отраслям, то лидером по числу сообщений о негативном воздействии кризисных явлений стала промышленность. Сравнимое количество негативных новостей появилось о сфере развлечений и отдыха, а вот ситуация в ресторанном и гостиничном бизнесе, как и в туризме, не вошли в первую пятерку.

Сообщения о ситуации на промышленных предприятиях свидетельствуют о наличии серьезных проблем. К примеру, в апреле и мае СМИ писали о закрытии предприятий на карантин, переходе на сокращенную рабочую неделю и накоплении складских запасов. В октябре в этой сфере отмечались тенденции, связанные с углублением проблем — увеличение суммы долгов, сокращение чистой прибыли, падение выручки и снижение объемов производства.

В публикациях о сфере развлечений и отдыха в апреле и мае СМИ писали о таких проблемах, как отмена и перенос мероприятий, сокращение спроса, а также арендная плата, для решения которых предприятия объявляли сбор средств. Осенью интерес СМИ к этой отрасли снизился — в сентяб­ре и октябре было опубликовано лишь по три новости об этой сфере, в основном в связи с отменой и переносом мероприятий.

Транспортная сфера, судя по сообщениям СМИ, в течение последнего полугодия сталкивается примерно с одними и теми же проблемами — сообщается о сокращении объемов перевозок. Осенью к этим трендам добавилось усиление досмотра грузов и сокращение чистой прибыли.

Если говорить о финансовом секторе, то на протяжении всего периода мониторинга сообщалось о сокращении кредитования, а в сентябре — о полном сворачивании кредитной деятельности несколькими банками. Также СМИ пишут об ухудшении прогноза международных кредитных рейтингов белорусских банков.

Сейчас интерес журналистов к новостям предприятий и отраслей значительно ниже, чем был в мае, поскольку внимание приковано к кризисным явлениям в политике. но, учитывая наличие негативных трендов в разных отраслях, можно ожидать, что внимание к экономи­ческой информации будет расти.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!