• 21.09.2021
  • USD 2.4999
  • EUR 2.9264
  • RUB 3.4071

Затяжной политический конфликт с угрозой двоевластия

25 августа 2020

Как смотрят на ситуацию в Беларуси Москва и Брюссель и какие шаги будут предпринимать внешние игроки? Об этом и не только газета «Белорусы и рынок» разговаривала с белорусскими политологами.

Между Путиным и Лукашенко — конфликт

Директор института «Политическая сфера» Андрей КАЗАКЕВИЧ:

— Поддержка Владимира Путина, который поздравил Александра Лукашенко с проведенными выборами, была по существу формальной и, вероятно, связана с какими-то предварительными непубличными договоренностями. Но если оценивать действия России за предвыборный год, то они четко свидетельствуют, что конфликт есть и ситуация не улучшается.

После начала протестов поддержка Лукашенко со стороны Путина очень осторожная: Кремль ведет какие-то переговоры и с западными политиками по белорусскому вопросу, хотя формально высказывает мнение о политике невмешательства. Это выглядит как пусть и осторожная, но поддержка властей, но она не является реальной. Причина в том, что Путину абсолютно невыгодно поддерживать Лукашенко, потому что тот слабый политик, у него нет легитимности ни внутри страны, ни на международном уровне.

В такой ситуации Кремлю нет никакого резона даже высказывать слова поддержки, потому что появляются рычаги воздействия и возможность выдвигать дополнительные условия по интеграции и требовать дополнительных уступок по всем переговорным позициям в двусторонних отношениях.

Ведь если ситуацию в Беларуси сравнивать с положением дел перед украинскими событиями 2014 года, то нужно сказать, что тогда Виктор Янукович получил от России поддержку еще до начала этих событий, потому что позиция его была сильна. Лукашенко же Кремль сейчас ставит ультиматумы, не сделав за год ни одной уступки — ни по газу, ни по нефти, ни по многим другим вопросам. А все потому, что у Лукашенко нет никаких козырей. Понятно, что при его правлении «в объятия» Запада страна не перейдет, и в такой ситуации у Путина нет оснований предлагать ему что-то значительное. Гораздо логичнее просто дожать его и поставить в еще более сложную ситуацию.

К тому же Россия уже ведет переговоры по белорусскому вопросу с Западом, и если будет обсуждаться вопрос транзита власти, то все козыри как раз на руках у Кремля, который, в отличие от ЕС или США, имеет огромное влияние.

Чего же ждать от Путина сейчас? По моему мнению, Кремль займет выжидательную позицию, будет следить за развитием ситуации в нашей стране. Он хотел бы определять, кто будет следующим президентом, если Лукашенко уйдет. Если же тот останется, то сделать все, чтобы принудить его пойти на все уступки. Если ситуация в стране не разрешится, возникнет необходимость разрешения конфликта между Лукашенко и противостоящими политическими силами, то, вполне возможно, будет достигнут некий консенсус между ЕС, США и Россией. И в этой ситуации позиции Путина очень сильные.

Без геополитики

Директор Центра европейской трансформации Андрей ЕГОРОВ:

— Евросоюз выразил свою однозначную позицию: он солидарен с народом Беларуси и не признает результаты президентских выборов, которые прошли 9 августа. При этом в Брюсселе подчеркнули, что протесты в Беларуси не касаются геополитики — это национальный кризис, связанный с лишением права людей свободно выбирать руководство страны. Об этом заявил президент Европейского совета Шарль Мишель на пресс-конференции по итогам внеочередной встречи совета, созванной 19 августа специально для обсуждения ситуации в Беларуси.

К тому же Евросоюз заявил о персональных санкциях в отношении тех, кто ответствен за насилие и репрессии в отношении мирных граждан, а также за фальсификацию выборов. Это дает четко понять, что Лукашенко необходимо идти на переговоры, к чему и призвал Евросоюз.

Это публичная дипломатия, но есть еще и «подковерная». Предельно ясно, что давление — и не только дипломатическое, но и экономическое — будет усиливаться. О военном речи нет в помине — и телепугалки Лукашенко с перемещением войск никого не могут в этом убедить. Вопрос в том, какие конкретные механизмы станут применять европейские власти в отношении уже осуществляемых программ — той же технической помощи для Беларуси, кредитных программ, которые работают через международные финансовые институты, допуска белорусских евробондов на иностранные рынки, помощи белорусскому гражданскому обществу и так далее.

Если же говорить о возможных переговорах Запада с Россией о судьбе Лукашенко и преодолении кризиса, то ситуация не может быть разрешена без участия белорусских властей. И вообще, вмешательство внешних субъектов — и России, и ЕС, и США — во внутриполитические дела Беларуси недопустимо и даже вредно. Белорусы сами могут решить свою судьбу. Да, посредничество Москвы или Брюсселя возможно, и если Координационный совет и Лукашенко на него согласятся, то вопросов не будет. Но мы способны выйти из политического кризиса самостоятельно.

Думаю, сепаратных переговоров между Москвой и Брюсселем об условиях, которые были бы выгодны или приемлемы для обеих сторон, не будет. Они придерживаются совершенно разных сценариев развития ситуации в Беларуси и по-разному смотрят на то, что будет происходить.

Пока очень важным является заявление Сергея Лаврова о том, что ситуация в Беларуси — это внутренний конфликт и нет никаких оснований для российского вмешательства. Белорусские власти могут разрешить эту ситуацию путем диалога. То есть мандат ОДКБ задействован не будет — силового вмешательства не будет.

В Кремле прекрасно понимают, что в Беларуси политический кризис, и разрешается он нормальным переговорным процессом. Вести его нужно с легитимными представителями протестующего народа. В настоящее время это Координационный совет, создание которого инициировала Светлана Тихановская. А возврат к силовым методам подавления протестов лишь усугубит кризис и закончится для страны драматически. Конечно же, такого сценария хотелось бы избежать.

По молдавско-армянской модели

Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений СИВИЦКИЙ:

— Российская сторона четко характеризует сложившуюся в Беларуси ситуацию как внутриполитический кризис, требующий диалога между властью и обществом. И сама Россия готова выступить гарантом этого переговорного процесса. Важно подчеркнуть, что такие оценки ситуации внутри страны иллюстрирует тот факт, что поддержка Лукашенко со стороны Кремля совсем не так однозначна, как могло показаться в первые дни после президентских выборов.

Важный в этой связи момент — переход на сторону Координационного совета (по сути, альтернативного правительства) различных чиновников и силовиков. В контексте намечающегося раскола элит, который мы уже ясно наблюдаем. И в Москве, где находится много белорусских политических тяжеловесов, активно прорабатывают этот сценарий.

И даже если заведенное уголовное дело «за попытку захвата власти» повлечет задержания, это не остановит людей: Координационный совет представлен несколькими советами, и работают они (в рамках общих стратегических задач) не только в стране. А задержания только добавят власти проблем — к числу политзаключенных присоединятся еще несколько десятков человек, которые будут восприниматься таковыми и в России в том
числе.

Все это дает понять, что страна входит в затяжной политический кризис, когда ситуация грозит перерасти в двоевластие. Сегодняшняя повестка дня в корне отличается от предыдущей, потому что подорвана прежде всего внутренняя легитимность действующего режима и, конечно же, прежде всего Лукашенко в связи с жестким, кровавым разгоном протестов, в подавляющем случае мирных. Это стало точкой невозврата, потерей доверия даже тех, кто голосовал за Лукашенко на этих выборах.

В отличие от предыдущих политических циклов и выборных кампаний, когда Лукашенко сталкивался с кризисом легитимности только на внешней арене и когда легитимность внутренняя большей частью общества не ставилась под сомнение, сегодня эта проблема стоит очень остро. Следовательно, надо говорить о кризисе, при котором альтернативное правительство будет пытаться заручиться легитимностью как с точки зрения общества, так и на международной арене, и особенно со стороны России.

Координационный совет уже четко заявил, что будет уважать стратегические интересы России и не ставит целью пересмотр внешнеполитического курса. И в целом выражает готовность обсуждать будущее Беларуси без Лукашенко с Кремлем. Россия, в свою очередь, сейчас предложила модель решения белорусского кризиса, которую условно можно назвать молдавско-­армянской.

Кремль готов способствовать демократическим преобразованиям, оказать давление на Лукашенко с целью его ухода, а взамен ЕС должен гарантировать соблюдение российских стратегических интересов, особенно в сфере безопасности. Точно такая модель была реализована в Армении, когда первым шагом нового руководства было подтверждение обязательств в рамках военно-­политических пактов. В то же время им была дана свобода в диверсификации экономических связей со странами Запада.

Важно понимать, что Москва, даже несмотря на то что символом протеста стал бело-красно-белый флаг, ранее ассоциировавшийся с националистической оппозицией, четко осознает, что протесты не являются антироссийскими и направлены исключительно против Лукашенко. Судя по множеству триггеров, Россия склоняется к тому, чтобы поддержать белорусское общество, в том числе и потому, что получила карт-бланш от Брюсселя в реализации вышеописанного плана.

Путин прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. Кремль боится поддержать Лукашенко и потерять сердца белорусского народа.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!