• 16.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Виктор Терещенко: Секрет успеха – в строжайшем режиме выполнения технологий

04 февраля 2020
Алена ЛАНДЫРЬ

Как белорусский инженер создал империю бьюти­-средств и продает их по всему миру.

«Белита-Витэкс» лавирует на капризном рынке косметики и наращивает продажи. В чем секрет управления и философия компании, в интервью газете «Белорусы и рынок» рассказал ее создатель Виктор ТЕРЕЩЕНКО.

— Виктор Алексеевич, ваша компания — одно из первых частных предприятий страны, она всегда на виду, но историю ее успеха многие не понимают. Что сейчас она собой представляет?

— Предприятие уже можно назвать корпорацией, хотя внутри мы себя так не называем. Две компании — «Белита» и «Витэкс» — тесно переплетены между собой: маркетингом, разработками, продвижением. Все объединено логистикой, процессы четко отработаны. Доля экспорта — более 60 %, товарооборот — свыше 120 млн долларов. В год продается 30 тыс. т продукции по всему миру.

Часть нашего производства вынесена за пределы Минска, на территорию еще недавно одного из самых отстающих агрокомплексов. Он был нам определен как дополнительная нагрузка, а мы открыли там новые направления. Теперь в СФК «Теплень» работает своя научная лаборатория, выращиваются лекарственные травы. Кроме животноводства и пчеловодства, есть свои сады — разливаем и упаковываем натуральные соки прямого отжима, делаем фруктовые чипсы.

— Как вы считаете, что главное для предпринимателя? Из чего складывается успех вашего предприятия?

— Основное — характер и сила воли предпринимателя. А у меня как-то так складывалось, что все время приходилось «пробивать стены» и с нуля что-то организовывать. Преодоление трудностей еще с конца советских 80-х определило судьбу предприятия. После развала Советского Союза, лихих 90-х, кризисов, обвалов и шоков ничего не страшно.

Дефицит — это преимущество

— С чего начиналась «Белита»?

— На территории, где сейчас находятся офисы и часть производства «Белиты» и «Витэкса», в советские времена были склады Министерства бытового обслуживания населения БССР. Я тогда работал директором опытно-­механического завода и готовил средства механизации, оборудование для системы этого министерства. Дефицит шампуней, лаков и всего важного для гигиены и красоты населения был огромный, на коллегиях всегда стоял «плач Ярославны», его просто надоело слушать. На одном из таких заседаний я и вышел с предложением: давайте попробуем что-то создавать у себя, хоть шампунь, с чего-то начнем. Министр поддержала. Ну а остальные не очень, потому что это обязывало их подключиться к созданию. Так как я идею подал, меня перевели на эту площадку и прописали положение о создании на этой базе производства, необходимого для системы бытового обслуживания. Завалы территории пришлось разгребать чуть не голыми руками. Но тогда я уже был привыкший — после приведения в порядок своего завода.

По профессии я инженер-механик, к косметике имел далекое отношение. Но моя идея оказалась нужной. Мы решили связаться с Wella, но не получилось: это были времена уходящей эпохи Советского Союза. Продолжили поиск партнера — и нашли.

Молодая итальянская фирма согласилась сотрудничать. Они давали технологии, рецептуру, оборудование — это было космосом. Сложности тоже космические. Например, при формировании уставного фонда предприятия курс доллара был 72 копейки. И когда итальянец приезжал, поражался тому, что за 100 советских рублей он не может поесть в ресторане. А мы не могли ему ничего на это сказать, потому что это так и было.

В 1989 году зарегистрировали небольшое производство по выпуску всего щести наименований товара. «Белита» стала фактически первым СП в Беларуси.

Инвестиции, технология и производство своей тары

— Как получилось наладить процессы?

— Итальянцы, кроме прочего, обучали и кадры, ведь в Беларуси своих профессионалов не было. Процессы налаживали с трудом. Например, нужно было во что-то разливать шампуни. Действующие заводы отказали в производстве тары у себя — пришлось организовывать производство упаковки. Кстати, это распространено и сейчас, многие не очень приветствуют новшества: зачем выстраивать новые процессы, когда все и так нормально работает? Но тогда мы получили преимущество. Своя упаковка стала особенностью бизнеса и теперь сокращает наши расходы.

Убыточное хозяйство — себе на пользу

— Многие успешно работающие предприятия, взявшие нагрузку в виде убыточных ферм, сами пошли на дно. Как удалось поднять убыточный агрокомплекс и превратить его в одно из эффективных направлений?

— Когда в 2004 году вышел указ о реанимации убыточных сельхозпредприятий, брать на баланс «лежачего» мы боялись. По всем показателям его просто невозможно было поднять, а я никогда не связывался с сельским хозяйством. Но все же получилось. Сегодня наш агрокомплекс в лидерах по производству молока. Средний надой на одну корову за год — 10 тыс. кг (в целом по стране — до 5 тыс. кг).

А сначала опускались руки. Территория — 2400 га, одиннадцать деревень, специалистов нет — ни ветврача, ни техника, ни доярок,  только полудохлая живность и грязи по колено. Я поехал в Израиль изучать технологии молочных ферм. Там средний надой на корову составлял  11 тыс. кг.

Стали внедрять технологии, и это себя оправдало. Создали лабораторию, которая проверяет качество корма, замешиваемого по специальной рецептуре. Корм коровы едят круглый год, и даже зимой надои не падают. Теперь на молоке мы хорошо зарабатываем, оно дает рентабельность около 40 %.

Вот и простой секрет успеха, он касается любого производства и заключается в строжайшем режиме выполнения технологий, которые должны быть четко отработаны.

Секрет кадров

— Может быть, это банальный вопрос, но почему люди не разбегаются с фермы и эффективно трудятся? Как вы мотивируете сотрудников и находите кадры?

— Мы создали им все удобства для жизни и работы: газифицировали деревни, построили жилье и сейчас строим и коттеджи, и квартирные дома, церковь построили. Есть условия для занятий спортом, построили мини-маркет с большим ассортиментом товаров, хорошую столовую, есть и барчик. У рабочих есть душевые, раздевалки, комнаты отдыха, туалеты, благоустроена территория. Сейчас все заасфальтировано, везде все чисто.

Секрет работы с кадрами — хорошие заработная плата и условия труда — действует и в основных компаниях. Люди просто так от нас не уходят. Как мы ищем специалистов на нужные должности? В основном внутри коллектива, сами выращиваем сотрудников. Главное, у работника должны гореть глаза. А с нашей стороны важно правильно оценивать деятельность человека и не допускать несправедливости.

Дешево не значит плохо

— В каких странах вы работаете и кто ваш покупатель? От чего зависит цена на продукт? Почему цены на вашу косметику ниже, чем на зарубежные марки? Можно ли их сравнивать между собой?

— «Белита-Витэкс» присутствует в 32 странах. Это и все постсоветское пространство, и Азия, и 15 стран Европы. Больше всего продукцию любят в России. Работаем в Китае, наращиваем продажи в Украине. Что касается Европы, работать там получается благодаря полученному стандарту GMP — сертификату, подтверждающему высокое качество продукта.

Почему цена на наши товары так отличается от всех знаменитых марок? Она действительно ниже, но это не значит, что по качеству наша продукция уступает. Да, привыкли считать: чем дороже, тем лучше и качественнее. Я и сам иногда покупаю, ориентируясь на цену. Но в стоимости товара большой вес имеет марка, стоимость упаковки и желание заработать. Мы, как и производители крупных зарубежных брендов, закупаем компоненты для своего продукта у одних и тех же поставщиков. А что касается технологии, то все наше оборудование, линии не хуже, чем на всех известных мировых фабриках. Мы держим свою цену, потому что знаем возможности наших людей и ориентируемся на это. Некоторые воспринимают нас по ценам. А нужно исходить из качества товара.

Франчайзинг и опт — все пойдет

— По какому принципу компания развивает продажи? Вы делаете упор на франчайзинг? Сколько всего под вашим брендом работает магазинов?

— Мы практикуем все виды продаж, стараемся быть в торговых сетях в странах присутствия. Всего под брендом «Белита-Витэкс» работает свыше 700 магазинов, 450 из них — по франшизе. Франчайзинг помогает представить весь наш ассортимент, все 2500 наименований продукции.

Каждый год внедряется 100—120 наименований продукции. Происходит постоянное движение — что-то снимается, что-то дорабатывается, если не попадает в рынок. Мы хотим захватить все слои населения, даже начали заниматься домашней бытовой химией. Такого ассортимента, как у нас, нет ни у кого. Работать с большим ассортиментом нелегко, но мы идем по этому пути.

На рынке сейчас трудно с любым товаром, даже с самым лучшим. В 90-х любой товар с восторгом поглощался, была проблема лишь с сырьем — не успевали произвести сколько нужно. Сейчас рынок перенасыщен, и вызовы у него совершенно другие.

Остановка запрещена

— В чем философия вашей компании? Какой бы вы дали совет руководителю: как повторить ваш успех? как не потерять мотивацию?

— Мы начали практически с нуля, и наша философия с того времени не менялась. Мы не можем остановиться, даже если захотим. У нас так выстроены процессы, что это просто невозможно.

Как не потерять мотивацию? Я не считаю себя каким-то особенным. Таких людей, как я, много. Что им тогда мешает повторить мой успех? Я не могу ответить за них и не знаю, что им мешает. Может быть, глаза не горят. Вот в нашем хозяйстве суточные надои молока почти 33 л, в других хозяйствах этого же района — 9—18 л. Вы думаете, меня кто-то спросил, как это получается, что нужно делать? Какой же тогда может быть результат? Я-то изучал, могу рассказать. Мы, если что-то надо, изучаем, и если поставлена цель — обязательно ее достигнем. И не останавливаемся из-за трудностей, хоть их сегодня море.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!