• 19.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Как завод превратился в культурный центр

27 ноября 2019
Екатерина Еремина

Осенью 2017 года Белгазпромбанк приобрел три пустующих цеха Минского станкостроительного завода на улице Октябрьской. Сегодня бывшие заводские помещения превратились в культурный хаб Ok16, где жизнь кипит с утра до поздней ночи без выходных и перерывов на обед. Как удалось этого добиться и возможно ли заработать на современном искусстве – об этом в материале «БР».

Белгазпромбанк занимается меценатством и реализацией собственных культурных проектов уже не первый год. Приобретение зданий на Октябрьской, 16 позволило ему не только получить площадку, но и выйти на новый уровень, дав жизнь ни на что не похожему «инкубатору культурных проектов и экономических инструментов будущего».

Именно так позиционируется Ok16, и понятие «инкубатор» очень точно раскрывает концепцию культурного хаба – экспериментальной площадки, на которой возможна реализация самых смелых и масштабных финтех-, социальных и культурных идей, площадки, ориентированной на привлечение новой целевой аудитории, творческой молодежи и предоставление ей возможности пробовать свои силы, создавать оригинальные проекты, вписывая белорусское искусство в мировой контекст.

Расположенные в центре города здания Ok16 площадью более 6 тыс. кв. м сдаются в коммерческую аренду и служат площадкой для партнерских и собственных проектов культурного хаба, которыми занимается Центр экспериментальных визуальных искусств «Модельный цех». Бывшие заводские цеха и прилегающие территории после реновации превратились в несколько лофтовых пространств, готовых принять больше тысячи человек, уличную сцену и руинный бар, где проходят и ламповые встречи, и масштабные конференции, и безумные перформансы, невозможные нигде, кроме как на Октябрьской, 16.

Для Беларуси «инкубатор культурных проектов» – тоже совершенно новая история. Существует несколько бизнес-моделей, на которые может ориентироваться хаб, но очень многое в его работе проверяется методом проб и ошибок. Именно такой «инновационный» опыт, а также локация и специфика самих помещений Ok16, по мнению арт-директора проета Марии Колесниковой, отличает хаб от таких центров, как «Галерея У» или «Корпус», которые арт-директор Ok16 называет партнерами, а не конкурентами, ведь цель у этих игроков креативного рынка примерно одна: людей, небезразличных к искусству, привлекать к общественному диалогу, обсуждению социальных проблем, формировать привычку посещения культурных мероприятий и желание тратить деньги на искусство и впечатления от него.

Проекты. Каждый месяц на площадках Ok16 проходит более тридцати мероприятий, которые посещают тысячи человек. Собственные и партнерские проекты культурного хаба составляют примерно 30 и 70 %. Собственные проекты – это театральные постановки, концерты современных музыкантов, выставки, образовательные проекты. Одним из них в ближайшее время станет серия митапов с инфлюенсерами из сферы IT и бизнеса, которые поделятся своим опытом финансирования культуры и объяснят, почему этим стоит заниматься.

Реализация проектов в Ok16 происходит в несколько этапов. Культурный хаб объявляет call-for-projects, затем авторов отобранных заявок приглашают на собеседование, после чего команда голосует и решает, может ли данный проект быть реализован и сколько времени на это потребуется. То есть с вас – идея, с культурного хаба – финансирование и ее реализация.

На сегодняшний день деятельность Ok16 финансируется в основном Белгазпромбанком, но все чаще к сотрудничеству стараются приглашать как белорусских, так и зарубежных партнеров. Особенно это касается сложных, международных проектов с большим количеством участников.

Секрет успеха. За два года существования Ok16 превратился в одну из главных точек на культурной карте Минска. Этого, по словам Марии, удалось добиться благодаря профессионализму и энтузиазму команды – одной из лучших в Минске в своей сфере, а также благодаря гибкости модели, по которой работает культурный хаб, и его ориентации на открытость для актуальной и потенциальной аудитории.

Постоянная команда Ok16 небольшая, всего десять человек, но все это люди невероятной увлеченности и готовности выкладываться в работе. Костяк, как рассказывает Мария, собрался по принципу «случайная встреча, которая оказалась неслучайной». В самом начале помог социальный капитал основателя хаба Георгия Заборского, а дальше с помощью новых участников команды возникал социальный капитал всего Ok16.

Команда культурного хаба не боится рисковать, запуская такие необычные проекты, как «Минская арт-резиденция Большого Семейства Чайного Гриба Комбуча-Достоевского», сфокусированная на малоизвестном в Беларуси направлении сайнс-арт (science art – область искусства, объединяющая художественную и научную составляющие), а ошибки рассматривает как опыт, который можно использовать при реализации других идей.

Гибкость и скорость в принятии решений позволяет Ok16 быть максимально открытым для публики, ориентироваться на нее. Так, во время проведения выставки Алеся Родима «Мифологема тысячелетия» хаб тестировал различные графики работы, подбирая наиболее удобные для аудитории, что позволило увеличить приток посетителей. И именно «Мифологема тысячелетия» стала одним из самых масштабных проектов Ok16: за месяц, в течение которого экспонировались работы Родима, на нее было продано более 3 тыс. билетов, всего же выставку посетило 4,5 – 5 тыс. человек.

Аудитория. На первый взгляд может показаться, что созданный для поддержки и развития современного искусства и экспериментов Ok16 ориентирован преимущественно на молодежь. Но это не так. Команде культурного хаба интересна и публика, которая давно на ты с современным искусством, и люди, еще не знакомые с ним. Целевая аудитория Ok16, по словам Марии, – от нуля до 102 лет, и широкий спектр мероприятий, проводимых на площадках хаба, подтверждает эту нацеленность на привлечение самой разнообразной публики. В Ok16 проходят детские кинофестивали, вечеринки для подростков, IT-конференции и показы экспериментальных театральных постановок, которые собирают людей разных возрастов и интересов. Глобальной целью команды хаба, которая объясняет эту ориентацию на вовлечение в свое поле и создателей современного искусства, и представителей бизнеса, является формирование особой городской культуры, раскрытие потенциала локации, где на одной улице сосредоточен весь спектр рекреационных возможностей – от ресторанов и баров до театра.

Инвестиции в будущее. Еще при запуске проекта председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико в интервью kyky.org отмечал, что банк не рассчитывает на рост прибыли за счет проектов, реализуемых в Ok16, но при этом высказал убежденность, что они могут быть экономически эффективными.

Финансовой прибыли проекты Ok16 пока не приносят. О прибыли можно говорить в плане атмосферы, качества публики, которая приходит в культурный хаб и изменяется благодаря ему. Мария Колесникова называет это «вкладом в формирование экосистемы», но все же говорит об Ok16 и как о бизнес-проекте: «Если вы дешево покупаете недвижимость и впускаете туда художников, дизайнеров, архитекторов, актеров, музыкантов, то через несколько лет стоимость этого объекта повысится в несколько раз. И это касается любого города на земле. В качестве примера можно привести «Тахелес» (арт-центр, открытый в Берлине в 1990 году, специализировался на альтернативной культуре). Двадцать лет назад цена помещения, расположенного в Восточном Берлине, где здания раздавали за бесценок, была ничтожной. Сегодня, после десятилетий присутствия там художников, она выросла в десятки раз, речь идет уже о миллионах. Это универсальная модель, которая работает везде».

Конечно, когда речь заходит о культуре, об окупаемости и доходах говорить трудно, но креативная экономика в целом может быть прибыльной сферой. Мария приводит пример Британии, где доход от креативной экономики составляет около 80 млрд фунтов стерлингов в год и только в Лондоне уже превысил доходы от банковской сферы, а также Берлина, где проводимая в сфере культуры государственная политика привела к буму дизайна, моды и IT. Именно на такие модели, которые показывают, каким образом можно зарабатывать на культуре, предлагает ориентироваться арт-директор Ok16. Поэтому в ближайших планах культурного хаба – выход на самоокупаемость (этого можно достичь в первую очередь за счет сдачи площадей в долгосрочную аренду), а в долгосрочной перспективе – создание такой экономической модели, в которой коммерческая и креативная составляющие были бы тесно связаны и помогали друг другу: коммерческая обеспечивает средства, а креативная создает экосистему для бизнеса.

«Есть концепции b2b, b2c, а у меня есть концепция a2b – art to business, – говорит Мария. – Понятно, зачем искусству нужны люди бизнеса или других индустрий: они могут вкладывать в него деньги и покупать продукт. Я же могу объяснить, почему искусство нужно этим людям. Для того чтобы быть высокотехнологичной компанией, нужны безумные идеи, богатое воображение, умение работать в команде, гибкость, понимание того, как можно быстро исправить допущенные ошибки. Всему этому может научить искусство. Оно помогает развивать эмпатию, soft skills, дает новый опыт, который нельзя получить, просто гуляя по улице, стимулирует работу воображения, расширяет наши знания и представления. Умение говорить с людьми, гибкость и креативность – это то, что искусство может дать бизнесу».

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!