• 19.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Светлана Зере: Бизнес не делится на мужской и женский

19 апреля 2019
Беседовала Любовь БАХУРЕВИЧ

Для женщины в бизнесе нет никаких «половых» преград, главное — быть предпринимателем. Бизнес­леди Светлана ЗЕРЕ рассказала об особенностях ведения бизнеса женщинами, о том, почему они чаще руководят малыми и средними предприятиями, а также об итогах первого белорусского женского саммита «Ты можешь!».

— В начале марта прошел саммит «Ты можешь!», организатором которого выступила Высшая женская школа Светланы Зере. Расскажите, пожалуйста, о проекте. В чем его суть, какова цель, удалось ли ее добиться?

— Задача женского саммита заключалась в создании активного женского сообщества, которое было бы вдохновлено идеей качественной самореализации. Плюс мы дали необходимые инструменты, чтобы делать первые шаги было нестрашно, а главное — понятно как. Саммит подарил потрясающее окружение каждой участнице. Это была ярмарка партнерства и подруг. Девочки активно взаимодействуют в закрытом чате, встречаются, некоторые уже сотрудничают.

— Это был первый женский саммит. Скольких участников он собрал?

— 600 участниц вживую и 2840 зрительниц онлайн — тех, кто по каким-либо причинам не смог присутствовать. Это и мамы в декрете, и те, кто был 3 марта не в Минске, и те, кто не смог купить билет (их продажа была закрыта за две недели до саммита).

— Кто они, участницы проекта?

— Если мы имеем в виду спикеров, то это успешные деловые леди с хорошей профессиональной репутацией, которые, несмотря ни на какие преграды, смогли дойти до своей цели. Если мы говорим о зрительницах, то это девушки, которым нужны перемены в жизни, выход на новый уровень в профессиональном или личном плане.

— С какими трудностями приходится сталкиваться при реализации такого масштабного проекта?

— Сложный вопрос. Я никогда не жалуюсь, любую трудность рассматриваю как точку собствен­ного роста и не люблю нытиков. Считаю, если что-то не получается, то либо идея плохая, либо у тебя недостаточно компетенций для ее реализации. Потому что на собственном примере постоянно показываю: если захотеть, то найти возможности для реализации в нашей стране можно. Конечно, сидеть и жаловаться на трудности легче, чем работать над собой и своими профессиональными компетенциями.

Когда начиналась реализация идеи, у меня были только я и вера в проект. Команду волонтеров и партнеров я собрала уже тогда, когда заявила о том, что старт объявлен. Не скажу, что было очень легко, но я искала и находила ресурсы в себе для преодоления любых трудностей. Ведь в ходе подготовки к саммиту я еще и дочь родила.

— Будет ли у проекта продолжение? Если да, то каким оно будет?

— Уверена, что будет. Каким именно, покажет время. Пока мы в творческом отпуске. Это были очень трудные семь месяцев подготовки, но летом мы начнем генерировать новые идеи и новую стратегию реализации. Нескромно отмечу, что это одно из совсем немногих (настолько немногих, что я других не знаю) мероприятий, у которого был 100-процентный позитивный фидбэк во всех соцсетях.

— Какова современная белорусская бизнес-леди? Что должны уметь женщины, какими качествами обладать, чтобы оставаться в бизнесе?

— Уверенная, ухоженная, умная и гибкая. Если бы спросили, каков мужчина, думаю, сказала бы тоже самое. В бизнесе необходимо про­явление разных качеств, присущих как женщинам, так и мужчинам. Это и есть дорога к успеху. Возможность быть разным и быстро меняться в условиях турбулентности.

— Какие отрасли в основном представляли участницы саммита?

— Это были абсолютно разные отрасли — от клиники женского здоровья и до крупного рекламного производства, которое считается мужским бизнесом. У нас не было женщин из IT. Это мы оставим на следующий год.

— На ваш взгляд, бизнес делится на мужской и женский или нет? Чего не хватает белорусским предприниматель­ницам?

— Всего хватает, если она действительно женщина-предприниматель. Такая женщина знает, где взять то, что ей надо для достижения своей цели. В моем кругу действительно успешных женщин нет таких стереотипов. Чаще мысли про нехватку чего-либо сквозят у тех, кому не особо-то и хочется вырваться из привычной жизни и что-либо изменить. Все хотят, чтобы прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете и что-то сделал. Я не верю в то, что это поможет кардинально изменить ситуацию. Не верю! Потому что все изменения начинаются с нас самих.

Разве что я поработала бы в направлении обеспечения мест в садах и яслях или других мест для деток тех мам, которые хотят рано выйти на работу. Вот здесь действительно есть проблемы, и это печально.

— Почему в крупных компаниях женщины-руководители встречаются не так часто? Как они чувствуют себя в преимущественно мужской бизнес-среде?

— Потому что женщинам комфортнее в среднем и малом бизнесе. Там, как правило, меньше риска и больше возможностей быть со своими детьми, со своей семьей. К слову, я всегда ставлю семью в приоритет. Для многих мужчин бизнес не то чтобы важнее семьи, но приоритет в нем. Они в большей степени чувствуют себя кормильцами. Так сложилось в нашем обществе, но все течет, все меняется.

— Как часто женщины в бизнесе сталкиваются со стереотипами по поводу того, что их место на кухне? Мешает ли это строить свое дело? Как бороться со стереотипами? Или, быть может, они ушли в прошлое?

— Никто из моих подруг, добившихся успеха в бизнесе, не сталкивался с такими стереотипами, но все мы, конечно же, слышали о них. Я думала, что этот стереотип давно умер. Разве нет? Стереотипы — это шум в голове. Если с ними жить, то можно долго размышлять о том, как они мешают. Если же их выбросить из головы, то и деловые партнеры, видя внутренний стержень женщины в бизнесе, не посмеют проявлять веяния стереотипов.

— Бизнес — большая нагрузка. Действительно ли женщина должна выбирать: карьера, бизнес или семья? Можно ли все это совместить без потерь?

— Конечно, можно. Считайте, что это два проекта: «Бизнес» и «Семья». Чтобы их совмещать, нужно быть хорошим менеджером и грамотно делегировать свои обязанности. Пытаться везде успеть самой — это не от большого ума, а от идеи собственной незаменимости и высокой значимости. Я предпочитаю организовывать свои проекты таким образом, чтобы проводить достаточное, а главное, качественное время со своей семьей. Поверьте, именно поэтому я и пошла в свой бизнес. Он подарил мне возможность самой решать, когда и как проводить время с ребенком, а не чувствовать себя загнанной лошадью после восьмичасового рабочего дня, которой нужно только поесть и быстрее добраться до постели. Я хочу, чтобы мои дети видели счастливую, здоровую маму, которая улыбается им и чувствует их. Чего и всем желаю!

Справка «БР»

Светлана Зере — автор и руководитель интернет­ресурса lady.tut.by, организатор первого белорусского женского саммита «Ты можешь!», ежегодного конкурса «Леди Босс», сертифицированный бизнес­тренер. Родом из Бобруйска, в 2005 году окончила факультет международных экономических отношений БГЭУ, затем получила степень MBA в Академии им. Леона Козьминского в Варшаве.

 

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!