• 08.05.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

В Беларуси разработают отдельное законодательство для социального предпринимательства

31 октября 2018
Любовь БАХУРЕВИЧ

Правительство намерено разработать отдельное законодательство для социального предпринимательства. Эксперты рассчитывают, что это повысит его популярность в белорусском обществе.

Об этом шла речь на круглом столе «Социальное предпринимательство: барьеры роста и перспективы развития», прошедшем 23 октября в Минске.

О том, что есть поручение правительства разработать законодательство в сфере социального предпринимательства (СП), сообщила консультант юридического управления Минэкономики Ирина Скачкова. Правда, по ее словам, пока не решено, какое министерство будет за него отвечать.

«С одной стороны, оно хотя и социальное, но предпринимательство, поэтому этим должно заняться Министерство экономики. С другой стороны, реабилитация социально незащищенных групп населения должна проводиться Министерством труда. В любом случае поручение правительства есть, и оно будет продвигаться», — заявила Ирина Скачкова.

Представительница Минэкономики признала, что сейчас в белорусском законодательстве нет достаточного нормативно-правового регулирования социального предпринимательства, а без этого невозможно улучшить условия осуществления данной деятельности. «Да, при определенных условиях предприятия относят к числу социальных, но социальное предпринимательство — намного более широкое понятие, чем социальное предприятие», — полагает Ирина Скачкова.

Бизнесу выгоднее работать с привычными товарами и услугами, чем оказывать помощь людям, которые не могут самостоятельно реализовать себя на рынке труда. К тому же социальная составляющая не является конкурентным преимуществом, поэтому социальные предприятия имеют низкую конкурентоспособность по сравнению с представителями традиционного бизнеса, отметила эксперт.

По ее словам, белорусское общество также не ценит значимости социальных предприятий. Более того, есть предубеждение против их продукции и услуг, особенно если на таких предприятиях работают социально уязвимые категории населения. Слово «социальное» в массовом сознании имеет значение «низкокачественное, дешевое, бесплатное». Люди не всегда осознают значимость приобретения товаров и услуг социальных предприятий. В результате зачастую им приходится выбирать между достойной оплатой труда своих работников и конкурентной ценой.

По словам Ирины Скачковой, нет и широкого информирования населения о проблемах в данной сфере. Действующие соцпредприятия не оценивают достигнутых ими социально-экономических эффектов и не распространяют информацию о своей роли в решении социальных проблем.

По мнению экспертов, потенциал СП в решении социальных проблем действительно велик. «Мы наблюдаем убыль населения, трудоспособных граждан становится меньше. Кроме того, мы имеем такие проблемы, как алкоголизм, травмы на рабочем месте и проч.», — перечислил некоторые проблемы координатор Программы развития социального предпринимательства в Беларуси ODB Brussels Максим Подберезкин.

Среди преимуществ СП присутствовавшие на заседании эксперты назвали готовность таких предприятий заполнить свободные ниши в сфере социальных услуг, выпуска социальных продуктов и трудоустройства представителей социально уязвимых слоев населения.

«Конечно, у каждого есть свой взгляд на социальное предпринимательство. Например, на предприятии «Нашы майстры» мы трудоустраиваем людей, которые зависимы от алкоголя и наркотиков. Мы надеемся, что так помогаем им социализироваться. Это большая работа, но для тех, кто верит в бизнес-подход и готов много работать, это альтернатива. Поэтому сейчас тема социального предпринимательства в тренде», — рассказал руководитель ОО «Здоровый выбор», учредитель социального предприятия «Нашы майстры» Владислав Ковров.

Деятельность социальных предприятий способствует лучшему пониманию широкой общественностью насущных социальных проблем, повышает престиж соцсферы, улучшает имидж представителей социально уязвимых категорий населения, помогает изменить отношение общества к таким людям, считают эксперты. Кроме того, сотрудники соцпредприятий имеют высокую мотивацию к труду и решению социальных проблем. СП является и дейст­венным инструментом оживления социальной активности общества.

Популярность СП может возрасти, если законодательство проведет черту между социальными предприятиями и компаниями традиционного бизнеса, уверены эксперты.

Статья опубликована в №40 газеты "Белорусы и рынок" от 27 октября 2018 года. Оформить подписку. 

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!