• 17.10.2021
  • USD 2.4512
  • EUR 2.8432
  • RUB 3.4397

Концерн «Беллегпром» признается, что теряет внутренний рынок

01 августа 2018
А. Г.

По итогам I квартала удельный вес продаж товаров легкой промышленности отечественного производства на внутреннем рынке снизился и составил: верхняя одежда — 40,9 %, нижнее белье — 73,1, чулочно-носочные изделия — 82,2, обувь — 56,2 %. Такие данные приводятся в недавно обновленной концерном «Беллегпром» Программе развития легкой промышленности на 2015—2020 годы с перспективой до 2030 года.

Авторы документа сетуют на трудности, связанные с ценовой конкуренцией с зарубежной продукцией. Так, в сегменте трикотажных изделий основными соперниками белорусских компаний на внутреннем рынке являются китайские и узбекские производители. Причем при равных качественных характеристиках импортная продукция, например узбекская, оказывается значительно дешевле отечественной.

В последнее время агрессивными проводниками импорта стали массово открываемые предпринимателями из Средней Азии магазины площадью 100—400 кв. м («Тюбетейка», «Нишон» и др.). Товары в них предлагаются по крайне низким ценам. Вдобавок узбекская сторона лоббирует открытие в Беларуси торгового дома для продвижения своей продукции, а также планирует создать у нас дублирующее производство хлопчатобумажной пряжи.

Росту импорта способствуют беспошлинная торговля в СНГ и создание зон свободной торговли с третьими государствами. Например, на фоне подписания соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом импорт товаров легкой промышленности из этой страны в Беларусь с 2015 по 2017 год увеличился более чем в полтора раза, до 16 млн долларов. Ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с другими государствами, имеющими развитую легкую промышленность, в том числе с Индией, Египтом и Ираном.

В отраслевой программе отмечается, что присоединение России к ВТО лишило отечественных производителей возможности принимать меры по тарифной защите рынка. С 2012 года Беларусь, как член Таможенного союза, была вынуждена снизить пошлины на одежду с 10—20 до 5—7 %, на текстиль — с 9,5 до 7,3 %. После присоединения Казахстана к ВТО таможенные ставки по ряду позиций легпрома в Евразийском экономическом союзе снизятся еще в два-три раза.

Ситуацию усугубляет значительная доля серого импорта в ЕАЭС. По оценкам Евразийской экономической комиссии, она составляет до двух третей всех розничных продаж данной продукции. Не отягощенный импортными пошлинами и расходами на сертификацию товар беспрепятственно распространяется по всему союзу, в том числе в нашей стране.

На фоне открытия внутреннего рынка белорусские компании столкнулись с объективными трудностями, связанными с диверсификацией сбыта, поскольку ввозные таможенные пошлины на товары легкой промышленности во многих странах очень велики (от 8 % в ЕС до 75 % в Иране).

Растущие угрозы подвигли концерн «Беллегпром» скорректировать ключевые блоки (инновационное развитие, модернизация, внешнеэкономическая деятельность) отраслевой программы развития. Кроме того, ведомство рекомендовало компаниям пересмотреть свои стратегии развития.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!