• 31.07.2021
  • USD 2.4997
  • EUR 2.9741
  • RUB 3.4193

Артисты за рубежом: советы бывалых

27 апреля 2018
Алена ЯКОВЕНКО

Одним из доступных способов выхода отечественных музыкантов на зарубежные рынки является участие в шоукейс-фестивалях.

Шоукейс-фестиваль представляет собой культурно-­развлекательный ивент, на котором выступают неизвестные широкой публике исполнители, желающие обратить на себя внимание представителей музыкального бизнеса и профильных СМИ. Основные преимущества подобных мероприятий — неформальное общение, проверка артистов, менеджеров и их идей на широкой аудитории.

Основной принцип отбора участников — потенциальный интерес для рынка. По количеству концертных площадок шоукейс-­фестивали бывают малыми (What’s Next in Music, Lost in Music, MENT Ljubljana), средними (Tallinn Music Week, Waves Vienna) и крупными (Reeperbahn Festival, Eurosonic, Great Escape); по стилистической направленности — общими (What’s Next in Music, MENT Ljubljana, Reeperbahn Festival и др.), общими со специальными сценами (Tallinn Music Week) и специализированными (для представителей электронной музыки — Amsterdam Dance Event; фолка — WOMEX; джаза — Jazzahead; классической музыки — Сlassical:NEXT и др.).

Расходы на участие во всех крупных и многих средних европейских шоукейс-фестивалях артист покрывает сам. Организаторы некоторых ивентов (Kyiv Music Days, Moscow Music Week, Colisium Music Week) бесплатно предоставляют только музыкальное оборудование, другие (например, Tallinn Music Week, What’s Next in Music) берут на себя все расходы, за исключением трансферта артиста. Крупные европейские фестивали (например, Reeperbahn Festival в Германии) нередко берут деньги даже за аренду площадки и оборудования.

Руководитель проекта Experty.by Дмитрий Безкоровайный порекомендовал музыкантам начинать с проводимых в соседних странах малых и средних фестивалей, условия участия в которых наиболее приемлемы.

Самой успешной белорусской группой, пробившейся через шоукейс-фестивали, стала Super Besse. Благодаря участию в Tallinn Music Week 2014 она попала на Positivus 2014 и сумела найти звукозаписывающий лейбл. Группа издала уже два альбома на латвийском лейбле I Love You Records. Помимо того, Super Besse выступала на шоукейсах в Литве, Финляндии, Словении. Также ребята давали сольные концерты в Германии, Польше, Швеции, Дании, Финляндии, Литве, Эстонии, Латвии. В 2016 году Super Besse совершила тур по Франции, а в нынешнем — большой концертный тур по Европе.

«Шоукейсы — это одна из возможностей показать себя новой публике, познакомиться с интересными людьми. Личные контакты решают многое в карьере музыканта. Мероприятие напоминает формат Евровидения — только в андеграундной обертке: у артиста есть немного времени, за которое нужно всех удивить.

На мой взгляд, на шоукейсы лучше ехать коллективам, которые обладают способностью зацепить окружающих. Трансовая музыка менее удачно встраивается в эту канву. Кроме всего прочего, шоукейсы способствуют имиджевому росту. Когда организаторы фестов знают, что артист играл на каком-то количестве шоукейсов, это означает, что он прошел серьезный отбор и чего-то стоит. На тот же Tallinn Music Week в этом году пришло около полутора тысяч заявок, а отобрали в итоге двести», — рассказала солистка группы Mustelide Наталья Куницкая.

YouTube

Группа средневековой белорусской музыки «Стары Ольса» пробилась на Запад без шоукейс-фестивалей. За два года коллектив отыграл четыре масштабных тура по США.

По словам Марии Шарий — одной из участников группы, все началось с проекта ОНТ «Легенды.Live», в рамках которого «Стары Ольса» исполнил собственную версию Californication — хита Red Hot Chili Peppers. За пять дней видео, опубликованное на YouTube, набрало свыше 100 тыс. просмотров, а сами музыканты получили лестные отзывы из Европы и США.

К слову, до этого артисты записали кавер-версии на песни Metallica и Deep Purple. В конце концов ролики белорусской группы «выстрелили»: на музыкантов обратила внимание менеджер из США, которая и предложила им организовать тур по этой стране.

Пришлось заняться поиском денег на текущие расходы, связанные с поездкой. Для этого на американской краудфандинг-платформе Kickstarter музыканты запустили кампанию по сбору средств на запись альбома кавер-версий рок-хитов в средневековом стиле. Необходимые для этого 7 тыс. долларов коллектив собрал всего за неделю. Общая же сумма пожертвований достигла почти 30 тыс. долларов, что позволило группе и выпустить альбом, и собрать деньги на тур.

Мария Шарий призвала всех молодых артистов записывать видео своих выступлений и выкладывать их в Интернете, потому что это действительно эффективный способ привлечь к себе внимание.

По словам участников коллектива, сегодня они самостоятельно покрывают свои расходы на гастрольную деятельность. Правда, каждый раз это большой риск, поскольку абсолютной уверенности в том, что их творчество придется по душе аудитории, нет. «Съездить в ноль — это уже успех», — подчеркнула Мария Шарий.

Сейчас «Стары Ольса» решил сделать годичный перерыв и сосредоточиться на европейских фестивалях. «Америка не имела периода Средневековья, поэтому их фестивали такого плана больше походят на фантазийные миры, воссозданные по книжкам. Они совершенно непохожи на реконструкционные фестивали, проводимые в Европе. Нам же как раз интересен подлинный средневековый мир, его неповторимый колорит», — добавила Мария Шарий.

Видеоклипы

Сразу после своего основания группа Irdorath взяла на вооружение принцип «не играть бесплатно». Музыканты исполняют средневековую и авторскую музыку на редких аутентичных инструментах и сочетают ее с современными ритмами. Осознав, что со своим продуктом на оте­чественном музыкальном рынке делать нечего, ребята сосредоточились на рынке Германии.

Ежегодно на протяжении пяти лет они рассылали около 300 писем организаторам фестивалей, звукозаписывающим лейблам. Ответы приходили в лучшем случае только от десятка из них, причем, как правило, отрицательные. Участники Irdorath не отчаивались и ездили на зарубежные фестивали, но лишь в случае полного покрытия расходов организаторами. Главным инструментом продвижения Irdorath стал видеоклип на песню As Bas, снятый в 2015 году.

Сегодня у музыкантов есть немецкий букинг-менеджер и два альбома в дискографии. Участница группы Надежда Ирдорат подчеркнула, что поиск ответственного человека, хорошо разбирающегося в специфике музыкального бизнеса в стране, в которой было решено продвигать свой продукт, весьма важно и полезно. Несмотря на наличие такого человека, коллектив продолжает заниматься поиском концертов.

«Предположим, у нас есть один концерт в Германии, но наш проект много «весит»: группа — восемь человек вместе с водителем, тяжеловесные декорации, собственная аппаратура, — рассказывает Надежда Ирдорат. — Мы не можем долететь на лоукостах, нам нужно много денег на комфортное перемещение. Естественно, нам необходимо найти какое-то количество концертов, которые мы можем дать в транзитных странах. Таким образом в прошлом году мы выступали в Австрии, Италии, Прибалтике, Украине, России, Беларуси. Если у вас есть возможность заключить с букинг-менеджером неэксклюзивный контракт, прекрасно. Если вы можете ограничить спектр его полномочий на какую-то территорию, делайте это и привыкайте рассчитывать в большей степени на себя».

Соцсети

Известный белорусский аккордеонист, основатель «Трио Егора Забелова» и группы Gurzuf Егор Забелов солидарен с коллегами. Он считает, что молодому музыканту непременно следует снимать собственные видеоклипы или ролики с выступлениями.

Поиск лейбла или концертного агентства Егором Забеловым не увенчался успехом: он не получил ответа ни на одно из множества разосланных писем. Почти все его концерты организуются благодаря личным контактам в Facebook.

«Я открываю чат и ищу тех, кто хотя бы минимально был заинтересован в моей музыке, например, написал: «Привет, спасибо за крутой концерт в таком-то городе», — пояснил спикер. — Причем речь идет не про фестивали-­тысячники, а про клубы, которые могут не проигнорировать малоизвестного музыканта».

Артист советует быть осторожными и не запрашивать у организаторов того или иного фестиваля слишком большой гонорар, потому что это может стать причиной для безапелляционного отказа. В Германии, рассказал музыкант, организацией концертов часто занимаются волонтерские ассоциации, имеющие договоренности с владельцами различных площадок.

«Найти площадку можно, также проанализировав турлист какой-то близкой по уровню и духу вам группы, и разослать свои данные по всем указанным там клубам», — поделился опытом Егор Забелов.

Выступившие на мероприятии эксперты подчеркнули важность социальных сетей и дружеских контактов с лидерами мнений. По словам представителей отечественного шоу-бизнеса, мы живем в относительно честное время, поэтому, для того чтобы приобрести известность, достаточно «всего лишь» выпускать качественный контент.

«Главная проблема молодых артистов в том, что они рассчитывают выпустить альбом и тут же отправиться в тур, — утверждает менеджер группы «Петля пристрастия» Иван Селищев. — Но сначала нужно наработать аудиторию, чтобы у вас, например, «Вконтакте» среди друзей было 150 человек из того города, куда вы направляетесь. Хорошо, если 30 % из них пришло, — это уже маленькое достижение. Ко мне обращались с просьбой организовать концерт молодые коллективы, готовые вложить 1000 долларов в рекламу, а на концерт по итогу приходило 30 человек. Деньги нужно вкладывать в качественную запись, клипы, SMM по cвоей аудитории».

За процент

Выход на рынки России и Украины, по словам спикеров, примерно одинаков. «Будьте готовы, что из разосланных вами организаторам фестивалей пятисот сообщений ответят только трое, — предупредил Иван Селищев. — Не считая Москвы и Питера, в городах поменьше не делают концерты маленьких групп. Естественно, молодому коллективу никто не предложит работать за гонорар — только за процент».

Его коллега, менеджер группы ЛСП Ян Попков, считает, что лучше все-таки попытаться договориться о фиксированной сумме. Если же работать за процент, тогда лучше все контролировать самому, а это не так уж легко.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!