Проект указа о кино: принять нельзя переделать

20 октября 2017
Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ

Круглый стол, посвященный обсуждению проекта указа «О мерах по стимулированию развития кинематографии», на минувшей неделе собрал более двадцати отечественных киноделов: чиновников, продюсеров, режиссеров. Кинопроизводители и чиновники общего языка не нашли.

Причиной редкого для нашей творческой элиты аншлага стал обнародованный Министерством культуры документ, призванный в ближайшей перспективе изменить правила кинопроизводства в стране. Встреча, состоявшаяся благодаря усилиям команды Мастерской социального кино, в очередной раз доказала, что у независимых авторов и чиновников от культуры понимание путей развития белорусского кино совершенно не совпадает.

Завтрашний день по вчерашним законам

Основная претензия к проекту указа, которую высказали участники обсуждения, — отсутствие в документе реальных предложений по стимулированию развития кинематографии, за исключением предоставления грантов.

Позицию собравшихся озвучил известный культуролог и киноаналитик Максим Жбанков: «У меня самый главный вопрос связан с названием: меры по стимулированию кинематографии. В документе ничего об этом не сказано. Фактически это полицейский указ, из которого вытекают несколько неприятных для всего киносообщества моментов. Создаваемое кино может финансироваться только государством; создаваемое кино в любой момент может быть отобрано государством у создателей, присвоено и использовано по назначению. Авторы вынуждены постоянно оглядываться на Минкульт, который по закону снимает с себя всю возможную ответственность, оставляя при этом целый набор репрессивных прав. Как в таких условиях можно снимать кино, если ты имеешь несчастье не понравиться чиновнику, который ответственен за распределение бюджета? Это будет абсолютно катастрофично».

В документе отсутствуют критерии, на основании которых будут приниматься решения о выдаче или невыдаче, а также об отзыве регистрационного удостоверения фильма. «Неясно, кто будет принимать решение. Оно отдается принимающей стороне — Совету министров. Минкульт вычеркивает кино из сферы своих интересов, предлагая разбираться самим. Фактически разговор о креативной индустрии подменяется тупым раскладом субъектов хозяйствования: распределение госбюджета важнее конечного результата. На мой взгляд, этот документ должен быть радикально переработан», — резюмировал Максим Жбанков.

По мнению продюсера центра «Бегущая черепаха» Леонида Калитени, в нынешнем виде проект указа — это вчерашнее решение, с которым придется работать завтра. Исходя из соображений здравого смысла, он порекомендовал законодателям точно определить, что же на самом деле собирается развивать документ: только Национальную студию «Беларусьфильм» или все же отечественное кино в целом. Кроме того, Леонид Калитеня считает, что «нужно описать, будет ли это обособленный рынок с доминирующей структурой в виде нацстудии или открытый, вписанный в региональный европейский контекст».

По словам спикера, белорусский кинематограф будет вынужден синхронизироваться с киносредой хотя бы Восточноевропейского региона, представленного Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии. Представить этот процесс без интеграции с кинокомпаниями, продюсерами, режиссерами, актерами из соседних стран невозможно, а потому в документе должны появиться условия, касающиеся копродакшена и взаимодействия между ними, а также участия в международных программах финансирования вроде Creative Europe.

Миллионы — в песок

Согласно проекту указа, финансовые потоки из республиканского бюджета будут сходиться в одном месте — на «Беларусьфильме». На его базе придется работать всем частным студиям. Конечно, если они получат государственный грант.

Драматургу и сценаристу Анд­рею Курейчику такой расклад видится весьма опасным: «Он создает главной киностудии страны больше проблем, чем пользы. Учитывая отношение в этом указе к частному кинопроизводителю, мы все будем очень злы на нацкиностудию и неизбежно станем критичнее относиться к тому, как тратятся там деньги налогоплательщиков. Это не пойдет на пользу ни Министерству культуры, ни «Беларусьфильму». Потому что в творческом плане — это очень слабая организация, творчески уничтоженная, обезволенная, отставшая на несколько десятилетий госструктура. Те миллионы, которые по этому указу выделяются, уйдут в песок, потратятся на ее обслуживание, а не на съемки кино, и виноваты опять будут конкретные чиновники и директор киностудии. Потому что условия созданы нечестные».

Кинопроизводством в стране занимается не только «Беларусьфильм». По мнению известного драматурга, наиболее талантливая часть киносообщества уже покинула Национальную киностудию, ведь на «Беларусьфильме» меньше платят, введено множество ограничений, действуют странные редакторские советы.

«Талантливым людям там душно. Они там не работают: уезжают за рубеж или уходят из профессии. Поэтому Министерство культуры подставляет «Беларусьфильм», при этом обеляя себя. По тому валу критики, который появится после вступления документа в силу, вы это почувствуете и поймете», — уверен Андрей Курейчик.

Он предложил разделить документ на два раздела. Первый следует посвятить адресной помощи «Беларусьфильму» как стратегическому предприятию для нашей страны, второй — стимулированию развития кинематографа. Творческая часть должна стать самой важной в документе.

«Студия нас всех топит. <…> Ее нужно постоянно кормить, она невероятно прожорлива. Поэтому нас всех туда пытаются загнать палкой, написав в договоре, что можно снимать только там и по их ценам», — сокрушался драматург.

Предписано ужесточить контроль

От нападок киношников отбивался единственный представитель Минкульта — заместитель начальника отдела по кинематографии Алексей Безуглый. По его словам, во время работы над указом, начавшейся еще в 2015 году, ведомство знакомило Совет продюсеров с черновыми версиями документа и интересовалось мнением представителей этой структуры.

«Мы с благодарностью выслушали пожелания и попытались что-то внедрить. В чем большая проблема: указ не должен противоречить обязательствам Беларуси по международным договорам. Часть предложений, высказанных той же киностудией и независимыми продюсерами, наткнулась на то, что Минтруда, Минфин, Минэкономразвития, Минюст и так далее усмотрели, что они будут противоречить обязательствам Республики Беларусь, которые главенствуют в данном случае. При мне текст законопроекта пять раз отправлялся в эти и другие государственные структуры. Мы были вынуждены принять условия всех органов госуправления», — рассказал чиновник.

Он отверг большую часть прозвучавших во время обсуждения претензий и добавил, что государство выделяет деньги для кинопроектов и это основной метод стимулирования творческого процесса.

Позиция Минкульта такова: главная цель указа — изменение неприемлемой ситуации, когда конкурс, по итогам которого принимается решение о выделении средств на кинопроизводство, проводится на основе регламента о госзакупках. «Там нет разницы, заказываете вы гвозди, столы или фильмы. Мы стали заложниками ситуации, где главенствует цена и не имеет значения художественное качество продукта. Когда проводится конкурс, если компания предложит меньше стоимость, мы должны будем отдать деньги ей, несмотря на то, какие возможности у нее есть, какого качества сценарий написан», — утверждает Алексей Безуглый.

Помимо того, к обновлению проекта указа Минкульт подтолк­нули многочисленные проверки, проводимые надзорными органами. С 2012 года отдел кинематографии выдержал с десяток таких проверок, в ходе которых отслеживалось расходование средств иностранными компаниями. Случалось, те брали деньги и не всегда доделывали фильмы, сдавали работу ненадлежащего качества, не отчитывались за потраченные гранты. «Нам Минфином было предписано ужесточить контроль, иначе перечисление средств на кинопроизводство грозило быть ограничено», — признался чиновник.

Не мешайте профессионалов с независимым кино. В итоге кинопроизводители пришли к выводу, что в нынешнем виде законопроект неприемлем, и потребовали у Минкульта месячную отсрочку для подготовки встречных предложений и поправок.

На следующий день, 14 октября, на базе Национальной киностудии в закрытом формате прошло еще одно обсуждение, участие в котором приняли представители Совета продюсеров (частные компании), руководство «Беларусьфильма» и Минкульта. Собравшиеся отвергли требование представителей независимого кино.

«Желания переписывать указ нет, есть желание решать проблемы, но взгляд на них совершенно не совпадает с позицией кинематографистов, которые принимали участие в круглом столе, — рассказал присутствовавший на встрече директор Мастерской социального кино Константин Воробей. — Попытки представителей частных компаний найти проблему или сформировать четкую цель стимулирования, к сожалению, не находят отражения в проекте указа».

Правда, чиновники согласились рассмотреть возможность финансовой поддержки, касающейся представления фильмов любых белорусских кинематографистов в основной программе фестивалей класса А, и для стимулирования показов отечественного кино в кинотеатрах страны отказаться от существующего разделения на государственные и независимые фильмы.

«Данные поправки — это лишь полумеры, которые никак не скажутся на развитии кинематографа в целом, — считает Константин Воробей. — Между сторонами отсутствует диалог, даже сама возможность диалога. Как следствие, оппоненты совсем не понимают, кого мы называем молодыми авторами, независимыми режиссерами и что происходит в европейском кинематографе. Нет даже единой цели, которой мы хотим достичь».

То, что траектории взглядов чиновников и независимых кинопроизводителей не имеют ни одной точки соприкосновения, свидетельствуют некоторые выступления на закрытом заседании. Так, министр культуры Юрий Бондарь не видит ничего плохого в замыкании кинопроизводства на базе Национальной киностудии: «Почему мы не имеем права поставить условие — производство этой продукции на базе «Беларусьфильма»? Вы тоже можете обратиться за господдержкой, но условие — фильм снимается на базе киностудии. Исходя из этого, вы делаете вывод, что указ направлен на поддержку «Беларусьфильма». А кто, как не государство, должен его поддерживать?»

Директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев и вовсе посоветовал не обращать внимания на мнение независимых кинопроизводителей: «Что из вашей продукции показывал второй канал российского телевидения? Здесь сидят люди, которые производят продукции, которая показывается в России и Беларуси, процентов восемьдесят, если не девяносто (по часам показов). <…> Здесь немного разные вещи: здесь люди занимаются профессиональным кино, а те, кто занимается любительским кино, ну это немного разный подход…»

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!