• 20.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Будущее за маркетплейсами

26 июля 2017
Дарья КОЗЛОВСКАЯ

Белорусский рынок электронной торговли в 2017 году вырастет почти на 20 %, до 618 млн долларов, — таким прогнозом с «БР» поделился руководитель отдела развития маркетплейсов группы компаний EVO, которая реализует в нашей стране проект Deal.by, Иван ПОРТНОЙ

Перспективы развития электронной торговли представители группы компаний EVO обсуждали с белорусскими журналистами на прошлой неделе в рамках пресс-тура в Киев «E-commerce. Опыт Украины полезный для Беларуси».

Все еще впереди

По оценкам экспертов группы, белорусский рынок электронной торговли пока еще слишком мал: если в Интернете 500—800 тыс. покупателей, то в обычных магазинах около 5 млн. Глобальная задача маркетплейсов и их создателей — привлечь потребителей на электронные торговые площадки. Доля электронной торговли в Беларуси сегодня составляет 2,8 % от всего ретейла, тогда как в большинстве развитых стран мира этот показатель достигает 10—15 %. Очевидно, что потенциал для роста колоссальный.

Тормозит развитие онлайн-торговли большая доля расчетов наличными (свыше 60 %), а также монополия «Белпочты» на доставку посылок, которая вряд ли исчезнет в ближайшие годы. Ведь когда покупатель приходит за посылкой, ему приходится простаивать в очереди с плательщиками коммунальных услуг.

Правда, если судить по то­варообороту Deal.by, то даже эти существенные неудобства не могут остановить естественный процесс перехода торговли в онлайн. По сравнению с первым полугодием 2016 года в аналогичном периоде 2017-го товарооборот увеличился на 20 % и составил 34 млн руб., прибавил и средний чек — на 28 %.

Очевидно, что рынок онлайн-торговли в Беларуси будет расти и дальше — как по количеству заказов, так и по товарообороту. Больше всего товаров белорусы покупают в категориях «Дом и сад», «Товары для детей», «Техника и электроника». «Одежда, обувь» — на четвертом месте, а «Товары для красоты и здо­ровья» — на пятом.

К узкой специализации

За маркетплейсами будущее, считают основатели EVO, и статистика это подтверждает. Если в 2016 году трафик интернет­-магазинов вырос всего на 4 % по сравнению с 2014-м, то маркетплейсы добавили 78 %. Крупные электронные торговые площадки растут в 19 раз быстрее, чем интернет-магазины: новые покупатели все чаще делают выбор в пользу глобальных торговых площадок.

Продолжается и «мобилизация» пользователей. В Беларуси 44 % посетителей заходят на Deal.by с мобильных телефонов, а 27 % совершают покупки с помощью смартфонов. Правда, в развитых странах мобильный трафик уже обгоняет деск­топный: в 2017 году на первый уже приходится 93 % интернет-пользователей.

В перспективе представители маркетплейсов видят «вертикализацию» белорусских онлайн-площадок и переход от глобальных сервисов к тематическим. Эта закономерность прослеживается во всем мире, когда рынок становится зрелым. В Беларуси уже сегодня ряд проектов реализуется в конкретных отраслях. Например, портал Dom.by специализируется на строительной тематике и сопутствующих товарах.

Прививка от откатов

В Киеве белорусским журналистам показали уникальную электронную систему, которая по форме хоть и не представляет собой маркетплейс, но является им по сути. Речь идет о системе госзакупок ProZorro (созвучно с «прозоро», то есть «прозрачно» на украинском языке). Система ProZorro стала обязательной для всех видов госзакупок в Украине, была признана лучшей в мире и отмечена престижной международной премией Public Sector Procurement Award.

Разговоры о необходимости сделать государственные пуб­личные закупки прозрачными и максимально исключить человеческий фактор постоянно ведутся на самом высоком уровне в разных странах. В Украине также пришли к выводу, что традиционные тендеры являются благодатной средой для всевозможных коррупционных схем, из-за которых здоровая конкурентная борьба между поставщиками становится фикцией.

Для решения этой проблемы и была создана система ProZorro. Ее официальный слоган — «Все видят всё». Чтобы проконтролировать ход торгов, любой желающий может войти в систему бизнес-аналитики ProZorro и в онлайн-режиме отследить все данные об участниках, предложенных ценах, динамике их снижения и т. д. В случае выявления нарушений, в том числе признаков лоббирования чьих-то интересов, каждый может выказать протест, потребовать признания торгов фиктивными и привлечения виновных к ответственности.

Помимо антикоррупционной составляющей, внедрение системы ProZorro принесло и ощутимый экономический эффект. По словам руко­водителя департамента госзакупок Министерства экономического развития и торговли Украины Александра Стародубцева, Украина в лице государства ежегодно закупает товаров и услуг примерно на 11 млрд евро, при этом только в ходе составления техзаданий и при проведении торгов удается сэкономить до 20 %.

Немаловажно и то, что ProZorro — открытая система. При желании ее можно адаптировать под потребности системы госзакупок любой страны.

 

Дискриминация на уровне законодательства

Максим Маринич, руководитель маркетплейса Deal.by

Пока мы еще можем говорить о законодательных ограничениях на пути развития электронной коммерции в Беларуси. Я говорю «пока», потому что в последние месяцы представители власти уверяли, что эти ограничения будут сняты, и я очень надеюсь, что это действительно произойдет. Серьезных законодательных запрета два: на прием платежей третьими лицами и на применение интернет-магазинами упрощенной системы налогообложения. Первый мешает развитию служб доставки, а второй и вовсе поставил интернет-торговлю в невыгодное положение по сравнению с традиционной розницей. Правда, даже с такими серьезными ограничениями интернет-торговля в нашей стране развивается. Поэтому если запреты будут сняты или минимизированы, ее ждет колоссальный рост. У e-commerce в Беларуси огромный потенциал.

 

 

Справка «БР»

Deal.by — детище группы компаний EVO, которая реализует проекты в сфере электронной коммерции в Украине, России, Казахстане и Беларуси. Центральный офис EVO находится в Украине, в штате более 750 человек. Первый маркетплейс, Prom.ua, основатели компании запустили в Украине, затем решили охватить и Беларусь. На Deal.by зарегистри­ровано 106 тыс. компаний и представлено более 8 млн товаров и услуг. На его платформе любой предприниматель может создать интернет­магазин самостоятельно, без помощи ІТ­специалистов, а покупатель — легко найти и выбрать нужный товар, воспользовавшись для этого фильтрами, классификаторами, а также поисковой системой портала.

 

Материал опубликован в №27 газеты "Белорусы и рынок" от 22 июля 2017 года. Оформить подписку.

 

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!