• 26.10.2021
  • USD 2.4211
  • EUR 2.8194
  • RUB 3.4491

В культурном остатке

28 декабря 2015
Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ

Оживление не зависящего от государства кинематографа, закрытие старых и появление в столице новых культурных пространств, кризис концертной деятельности и, конечно, Нобелевская премия по литературе писательницы Светланы Алексиевич. Об этих и многих других событиях 2015 года по просьбе «БР» рассказали сценарист и режиссер Андрей Курейчик, писатель Виктор Мартинович, музыкальный эксперт и пиарщик Дмитрий Безкоровайный и преподаватель колледжа неформального образования ECLAB Ольга Шпарага.

Белорусский Нобель и французская «Покорность». В плане релизов 2015 год оказался для белорусской литературы довольно слабым. «Все основные авторы отстрелялись в 2014 году, а в этом не могу припомнить ничего серьезного, ни одной яркой книги», — признался Виктор Мартинович, отмечая, что белорусская литература была вознаграждена Нобелевской премией. — Я воспринимаю эту награду как общенациональную. Признание Светланы Алексиевич на международном уровне уже оказало влияние на восприятие литературы на локальном уровне. Ведь большинство наших соотечественников привыкли к мысли, что в Беларуси собственной литературы нет. Заслуга Светланы Алексиевич и Нобелевского комитета в том, что они сообщили читателям: в Беларуси есть литература, есть читабельные книги, анализирующие проблемы, с которыми сталкивается каждый».

Перспективы дальнейшего развития книгоиздательского бизнеса в стране автор романов «Паранойя» и «Мова» оценивает негативно: «Книжный бизнес в Беларуси находится в том же плачевном состоянии, что и двадцать лет назад. Годы идут, а ничего толком не меняется. Мне кажется, выход из этого оцепенения не в открытии новых коммерческих издательств, которые у нас частенько любят закрывать, а в развитии механизмов цифровой доставки текстов, создании цифровых библиотек. Я искренне уважаю людей, которые читают бумажную литературу, но дело в том, что с каждым годом их становится все меньше. Думать нужно о будущем, о поколении, которое сейчас учится в школе и играет в Angry Birds. Через три года эти люди будут воспринимать книгу исключительно как цифровой файл на смартфоне. Понимая это, мы начинаем формировать информационное пространство, влиять на которое государству становится все труднее, и это прекрасно. Магазин можно закрыть, а избавиться от сайта, продающего книги, не так легко. Спасение литературы — в технологиях».

По просьбе «БР» Виктор Мартинович выбрал наиболее заметное, по его мнению, событие в зарубежной прозе. «Хочу отметить скандальный роман французского писателя Мишеля Уэльбека «Покорность», публикация которого совпала с нападением террористов на редакцию сатирической газеты Charlie Hebdo, — сказал прозаик. — Появление в ноябре русскоязычной версии новеллы совпало со вторым масштабным терактом в Париже. Этот натуралистический контекст сделал роман пророческим, поскольку в «Покорности» речь идет о том, как мусульмане пришли к власти во Франции после честных и открытых президентских выборов. В мировой литературе появление такого романа — знаковое событие, свидетельствующее о выходе назревшего исламского вопроса на новый уровень осмысления».

Кризис концертного рынка и музыкальные успехи. В отличие от «бесплодной» литературы, для музыкальной сферы 2015 год оказался очень насыщенным. «Качественные новые альбомы выпустили как хедлайнеры («Крамбамбуля», Brutto, «J:морс», «Серебряная свадьба», Змитер Войтюшкевич), так и молодые группы и исполнители (Shuma, Re1ikt, Super Besse, Nizkiz, Полина Республика), — считает руководитель проекта Experty.by Дмитрий Безкоровайный. — Одним из знаковых считаю аншлаг в КЗ «Верхний город» на концерте Port Mone в мае 2015 года. Это пример того, как при правильном подходе даже нестандартная музыка может собирать свою публику в Минске. Осенью музыканты уже самостоятельно организовали и провели аналогичный и не менее успешный концерт».

Продолжают укрепляться международные связи музыкантов в рамках шоукейс-фестивалей. Если до этого белорусские музыканты выступали только на Tallinn Music Week и Vilnius Music Week, то в 2015-м они были замечены на Lost in Music в Финляндии и Moscow Music Week в России.

«На этих фестивалях выступили 14 белорусских артистов. Кроме того, в 2015 году отечественные музыканты добились определенных успехов, связанных с шоукейсами: например, группа Super Besse выпустила свой альбом на европейском лейбле I Love You Records и выступила на крупном фестивале Europavox во Франции», — отметил эксперт.

Впрочем, из-за экономических проблем музыкальный рынок страны оказался не в самом простом положении. «В концертном бизнесе наметился определенный спад с точки зрения и выступлений белорусских артистов, и приглашения зарубежных артистов среднего уровня, — пояснил Дмитрий Безкоровайный. — Еще один индикатор: почти все летние фестивали проходили в сокращенном формате. Например, так произошло с фестивалем «Дружба», на котором выступали только белорусские музыканты, или с заменившим оупен-эйр «Мост» проектом Green Fest:: если год назад хэдлайнером были топовые британцы Kasabian и John Newman, то в этом более скромные по статусу американцы Papa Roach. Сравните с популярным среди меломанов британским бэндом Kasabian, выступавшим на этом фестивале в 2014 году. Тем не менее говорить о глобальном переделе рынка не приходится: основные игроки уже пережили не один кризис, они никуда не уйдут».

Экономические проблемы добрались и до отечественной эстрады, подтверждением чему стала отмена церемонии вручения национальной музыкальной премии «Лира». По мнению Дмитрия Безкоровайного, данное обстоятельство свидетельствует и о том, что сама премия является директивной и искусственной: "Есть приказ - делает какой-нибудь назначенный телеканал. Нет приказа - никто не делает. Это показатель уровня профессиональных взаимоотношений внутри эстрадного сообщества Беларуси, его избалованности государственным вниманием. За премией не стоит ни профессиональное сообщество, как во многих странах, ни инициативная группа. Минкульт же не должен ввязываться в подобные проекты».

По словам эксперта, ждать радикального изменения ситуации в музыкальной индустрии не стоит. «Успешными будут самые креативные и активные, а желающие легкой жизни ничего не добьются ни сейчас, ни потом», — подчеркнул Дмитрий Безкоровайный.

Кино без госконтроля. Нынешний год стал переломным для отечественного кинематографа. Беспрецедентный случай: в конкурсе национальных проектов международного фестиваля «Лістапад» победу одержал независимый фильм, созданный без поддержки государства и национальной киностудии.

Сценарист и драматург Андрей Курейчик, чей фильм «ГараШ» также демонстрировался в рамках фестиваля, считает, что снимать кино нужно самостоятельно. Это единственный способ оживить зачахший белорусский кинематограф.

Из отечественных фильмов драматург отметил проект короткометражных фильмов «Хронотоп», курируемый режиссером Андреем Кудиненко: «Это очень интересная и необычная работа, выполненная разными режиссерами. Проект позволяет взглянуть на нашу реальность с неожиданной стороны».

По мнению Андрея Курейчика, киноиндустрия жива и развивается: люди ходят в кинотеатры, растет и количество залов. Сейчас в Беларуси таковых насчитывается около семидесяти, в ближайшей перспективе их количество может достигнуть сотни. «Это довольно привлекательный рынок, его емкость составляет около 1,5 млн долларов. Уже можно начинать зарабатывать, — считает драматург. — Чтобы в этом удостовериться, достаточно просто поинтересоваться, сколько денег в Беларуси заработал недавно появившийся в прокате седьмой эпизод «Звездных войн». Кинопрокат умер скорее для белорусских фильмов. Отечественное кино необходимо возрождать. Это очень непросто, потому что киноиндустрия отравлена продукцией Голливуда: намного проще зарабатывать на показе блокбастеров про супергероев, чем связываться с проблемным белорусским кинематографом».

Разрабатываемый сейчас указ о развитии кинематографии, предусматривающий получение в Минкульте разрешения на съемку фильма, вступит в силу не ранее 2017 года. По мнению Андрея Курейчика, заслуга в переносе сроков вступления документа в силу принадлежит белорусской кинообщественности: «Если бы указ вступил в силу сейчас, это было бы серьезным ударом по остаткам индустрии. К счастью, худшего не произошло: подняв шум в прессе, мы «отложили» документ как минимум на год, а за это время многое может измениться».

Культурное оживление. Трендом культурной жизни Минска в уходящем году стало появление новых публичных пространств. «Закрылась и заново открылась на новом месте книгарня «Галіяфы», сменил дислокацию «ЦЭХ», начала работать творческая лаборатория «Кислород». Все это независимые культурные площадки многоплановой направленности. В них проводятся выставки, обучающие курсы, большие фестивали, — рассказала философ Ольга Шпарага. — Большинство культурных площадок находится на улице Октябрьской в Минске, получившей в народе название «Хипстер штрассе». В этом году там проходили квир-фестиваль «Мета», «Месяц фотографии» и популярная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Данные мероприятия привлекли не только интеллектуалов, но и массовую публику».

Культурных акций стало так много, что у минчан появился выбор, куда пойти. «К этому можно относиться скептически, но еще год назад такого количества действительно качественных мероприятий просто не было», — подчеркнула Ольга Шпарага.

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!