• 15.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Кризис как испытание на прочность

22 декабря 2008
Татьяна МАНЕНОК
В преддверии Нового года редакция газеты обратилась к компаниям, работающим в сфере логистики, с просьбой ответить на несколько вопросов.

Чем был ознаменован год уходящий для вашей компании? Какие прогнозы ситуации на 2009 год? И какие наиболее эффективные схемы работы может предложить компания для белорусских экспортеров в условиях кризиса, когда особенно актуализирована задача по снижению издержек?

Сергей КАПУСТИН, директор ООО "СТА Логистик":
"Победа зависит от уникальных компетенций".

- 2008 год знаменателен тем, что мы существенно развили технологии профессионального обучения. После их внедрения нам удалось снизить показатель ошибок при оказании услуг до уровня 0,2%.

В целом уходящий год был удачным. Однако кризис внес свои коррективы в нашу работу и в планы развития. В частности, было решено отложить внедрение стратегии развития на 2009-2011 годы и приступить к реализации антикризисной программы.
В 2009 году ожидается дальнейшее снижение деловой активности. Ни один из известных мне консультантов не мог открыто предсказать наступление кризиса, но сегодня многие высказывают версии, когда он закончится.

На мой взгляд, нужно исходить из того, сколько времени уйдет на санацию рынка и освобождение дополнительного пространства для выживших игроков. По меньшей мере, 6 месяцев может длиться агония у бизнес-организаций, далее - уход с рынка и освобождение этого пространства для других. Таким образом, нотки оптимизма для выживших зазвучат ближе к лету 2009 года.

В 2009 году бюджеты фирм будут страдать невыполнением статей доходов. Наибольшую угрозу рынку логистики несет банкротство заказчиков. Это, в свою очередь, вызовет сильное изменение состава игроков на рынке логистики. Произойдет и смена принципа отношений заказчика и логистического провайдера: вместо поиска тех, кто предлагает дешевле, будет востребована схема долгосрочного партнерства. То есть ставка будет сделана на тех, кто имеет предпосылки гарантированно пережить кризис и при этом поможет партнеру.

Эту непростую рыночную ситуацию 2009 года мы рассматриваем как возможность проверить свою бизнес-организацию на прочность, надежность. Это - наш шанс создать задел для будущего успешного развития в посткризисный этап мировой экономики.
В 2009 году перед белорусскими экспортерами особенно остро встанет задача по снижению издержек. Еще актуальнее обозначатся вопросы снижения складских запасов, оптимизации логистических потоков. И здесь потребуется высокопрофессиональный оператор, который сможет выполнить все функции качественно, предложить эффективные логистические схемы. Ведь замораживать средства в виде складских запасов во времена нехватки ликвидности - неоправданная роскошь.

В данной ситуации лучшим решением, на мой взгляд, станет совместное с партнером решение. Это тот случай, когда ответственность за будущее бизнеса стороны будут нести уже сегодня, на этапе разработки. Мы также в 2009 году планируем начать "делиться знаниями и технологиями" с партнерами, что позволит выработать повышенный иммунитет к кризисной среде. Победа зависит от уникальных компетенций.

Сергей ВОРОБЕЙ, директор ООО "ЛОГУС ВОСТОК":
"Не следует доверять доставку товара непрофессионалам".

- Минувший год был первым полным годом работы нашей компании. Мы начинали небольшим коллективом практически с нуля. За год штат сотрудников увеличился в 2 раза. При этом, несмотря на дефицит нужных специалистов для работы в нашей отрасли в Беларуси, удалось значительно расширить круг клиентов и подрядчиков и выйти на сравнительно неплохие результаты по итогам года.

В будущее смотрим с оптимизмом. Нынешний кризис - не первый, который нам приходится переживать. Хоть аналитики и утверждают, что он гораздо масштабнее, чем кризис конца прошлого столетия, нельзя сидеть сложа руки. Жизнь продолжается, а значит, движение товаров не остановится. Значит, качественные транспортные и логистические услуги будут востребованы. Профессиональный менеджмент важен при любых обстоятельствах, независимо от состояния на мировых финансовых рынках.

Хотелось бы также отметить, что в погоне за снижением издержек не следует перегибать палку. Разумный уровень издержек - один из основных вопросов управления бизнесом. И каждый руководитель должен сам выбирать приемлемые в нынешних условиях для его компании схемы работы.

Большой опыт работы в транспортной отрасли позволяет утверждать, что самое дешевое ценовое предложение по доставке груза не всегда является самым выгодным для заказчика. Огромное значение имеют сроки поставки, обеспечение сохранности груза в процессе транспортировки, страховое покрытие, надлежащее оформление документов.

Зачастую на начальном этапе согласования условий перевозки на первый план выходит стоимость, многие компании принимают решение о выборе перевозчика исходя из наименьшего ценового предложения. Но оказывается, что низкая цена не предусматривает поставку товара в нужный срок или в стоимость не включена страховка, или в пути возникают дополнительные расходы и т. д.

Во избежание таких неприятных ситуаций, обостряющих и без того сложные в нынешних условиях отношения в бизнесе, рекомендовал бы обращаться к профессионалам. Тем более что с учетом значительно возросшей в последнее время цены денег в мире доверять доставку товара (что на определенном этапе равнозначно управлению этими деньгами) непрофессионалам не следует.

Андрей ПОДДУБСКИЙ, директор транспортно-логистической компании "Фабеас":
"Нужна партнерская позиция бизнеса и государства".

- Уходящий 2008 год я бы разделил на 2 временных периода: январь - октябрь и ноябрь - декабрь. С января по октябрь компания "Фабеас" довольно успешно реализовывала поставленные задачи. В области морских перевозок (что является приоритетным направлением компании) был существенно количественно и качественно расширен спектр предлагаемых клиентам логистических услуг.

В 2008 году окончательно сформировались отделы авто-, авиа- и ж/д доставок грузов, которые также начали активную и результативную деятельность. Можно констатировать, что в 2008 году сформировался костяк компании, так называемая Fabeas-team. Эти достижения позволили "Фабеасу" в 2008 году стать полноценным оператором мультимодальных доставок грузов морским, автомобильным, авиа- и ж/д транспортом на белорусском рынке по любым экспортным и импортным направлениям.

С ноября 2008 года ситуация стала резко меняться - последствия мирового финансового кризиса докатились до Беларуси. Сначала из-за дефицита валютных ресурсов технически стало гораздо сложнее своевременно рассчитываться с морскими линиями. Далее - ограничения в приобретении валюты для оплаты внешнеторговых контрактов привели к снижению деловой активности существующих и потенциальных клиентов.

Поэтому 2008 год вызвал противоречивые чувства и эмоции: с одной стороны, удовлетворенность достигнутыми результатами и гордость за Fabeas-team, с другой - сожаление о вынужденном "антикризисном" сворачивании многих перспективных программ и неопределенность развития ситуации по причине влияния не поддающихся контролю внешних факторов.

Предполагаю, что 2009 год в экономическом плане будет одним из самых тяжелых в суверенной истории Беларуси. Чтобы повысить свою конкурентоспособность, белорусская экономика будет вынуждена найти новую точку равновесия спроса и предложения как на валютном, денежном, на многих товарных рынках, так и на рынке рабочей силы.

К сожалению, предполагаю, что это равновесие будет достигнуто лишь на более низком уровне по сравнению с 2008 годом. Это могут быть девальвация белорусского рубля, снижение уровня рентабельности предприятий и покупательной способности заработной платы, проблема курсовых потерь для многих предприятий, переориентация акцента товарного спроса с потребительского сектора в реальный.

Думаю, что в 2009 году белорусская экономика станет более рыночной и либеральной. Государство снизит уровень административного управления экономикой и предпримет реальные шаги по созданию социального партнерства с частным бизнесом. Для скорейшей стабилизации ситуации нужна консолидированная, партнерская позиция бизнеса и государства, а не жизнь в "параллельно существующих системах".

Что же касается непосредственно снижения затрат белорусских экспортеров, то "Фабеас" может предложить оптимизацию транспортно-логистических затрат (а их доля составляет до 10-12% в себестоимости продукции) путем выбора наиболее оптимальной схемы доставки грузов, гарантируя при этом использование минимально необходимого числа посреднических логистических звеньев.

"Фабеас" рекомендует экспортерам пытаться заключать контракты на условиях CIF, CIP, СPT, DDU, чтобы все транспортно-логистические затраты контролировались экспортером, а не его покупателем. В этом случае "Фабеас" готов приложить все усилия, чтобы "вложиться" в требуемый покупателем уровень цен на товар и сроков поставки.

Илья БУЛОВ, региональный директор группы компаний AsstrA по Беларуси и новым рынкам:
"Основные задачи - сохранить персонал и удержать позиции на рынке".

- В этом году группа компаний AsstrA отметила 15-летие. Хотя мы свою нишу на логистическом рынке уже заняли, постоянно ставим перед собой новые цели.

В этом году была проведена реструктуризация внутренних подразделений компании для еще более клиентоориентированного подхода в работе. AsstrA увеличила автопарк, расширила географию перевозок негабаритных грузов собственным транспортом. Польский офис группы компаний AsstrA успешно прошел аудит на соответствие системы менеджмента требованиям SQAS (Safety Quality Assessment Systems). Наличие данного сертификата позволяет компании развивать сотрудничество с крупнейшими химическими концернами.

По заказу группы компаний AsstrA компания Indecom в период с апреля по июнь 2008 года провела исследование рынка транспортно-логистических услуг Беларуси. По его итогам AsstrA оказалась самой узнаваемой компанией транспортно-логистической отрасли Беларуси.

2009 год ожидается непростым. В этой ситуации среди основных задач наша компания поставила две: первая - сохранение сотрудников как основного капитала компании, вторая - как минимум удержание завоеванных позиций на рынке.

Ситуация на рынке влияет на всех, и наш бизнес - не исключение. Сейчас мы подошли к постепенному снижению ставок. Эта тенденция прослеживается во всех сегментах грузоперевозок, начиная от автомобильного транспорта и заканчивая контейнерными перевозками. Наряду с этим компания провела серьезную работу по сокращению издержек. Мы отказались от ряда затратных программ, что положительно отразится на стоимости наших услуг.

Александр СУЛЬЖИЦ, заместитель директора компании "Белинтерлогистик":
"Предпочтительнее работать с национальными экспедициями и перевозчиками".

- В уходящем году мы расширили географию перевозок, увеличили объем перевозимых грузов. Особенно хочется отметить увеличение объема контейнерных перевозок из стран Азии, эксклюзивных, негабаритных перевозок для крупных и известных белорусских компаний.

Прогнозировать ситуацию на 2009 год крайне затруднительно. Скорее всего, увеличится объем перевозок сборных грузов (кстати, в нашей компании перевозка именно таких грузов поставлена очень четко и отлажена схема их доставки). Так как наша компания является многопрофильной (мы занимаемся и авиа-, и морскими, и автомобильными, и мультимодальными перевозками), мы способны помочь партнерам выстоять в борьбе с кризисом. Профессионализм наших сотрудников позволяет делать работу качественно и без финансовых потерь для клиентов, что очень актуально на сегодняшний день.

Одним из вариантов снижения затрат при экспорте нам представляется работа с белорусскими экспедициями и перевозчиками. Национальные компании видят все нюансы изнутри, а не со стороны, как это нередко бывает при работе с иностранными экспедиторами. Опять же, не придется переводить деньги за границу, тратиться на покупку валюты, что тоже немаловажно. Ведь сейчас деньги для покупки валюты замораживаются как минимум на неделю. За это время курс может существенно измениться, фрахт будет стоить дороже, что, естественно, увеличит стоимость экспорта. Белорусские экспедиции смогут быстрее сориентироваться в ситуации и предложить решения как по ценовой схеме, так и по схеме и способу доставки грузов.
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!