• 20.04.2021
  • USD 2.5918
  • EUR 3.0898
  • RUB 3.554

Web-инструмент корректирует бизнес

08 декабря 2008
Владимир ОСИПОВ
- Андрей, кто, на ваш взгляд, допускает больше ошибок - заказчики или создатели сайтов?

- Заказчик не обязан разбираться в интернет-технологиях, достаточно, чтобы он был профессионалом в своей отрасли и твердо знал, чего хочет. Разумеется, за результат, а значит, и за ошибки отвечает разработчик сайта.

Часто не только заказчик, но и исполнитель не понимают простой вещи: конструированию сайта должен предшествовать этап анализа. Но у нас многие даже не слышали о такой услуге, как маркетинговый аудит сайта.

Ее задача - еще до начала создания сайта проанализировать бизнес и предложить концепцию использования web-инструментов в его развитии. В противном случае может оказаться, что архаичные способы ведения бизнеса и продвижения товара будут перенесены на сайт (который по определению является инструментом бизнеса!) и ничего путного не получится. Старательно сделанный сайт будет хорошо отражать ошибочную концепцию, неопределенные бизнес-процессы, бессистемный маркетинг.

Полный маркетинговый аудит сайта должен заканчиваеться детальным техническим заданием на разработку, а еще лучше - интерактивным прототипом сайта. На этой стадии решаются все принципиальные вопросы, разрабатываются функционал, информационная структура и навигация. Таким образом, вероятность ошибки минимизируется.

Если же начинать работу с дизайна и согласования главной страницы (как это часто делают web-разработчики), то и результатом ее будет красивая главная страница, а остальное - как получится.

- Анализ бизнеса - сложная и дорогая работа, требующая участия бухгалтеров, экономистов, маркетологов...

- При интернет-аудите важны не глубокие знания экономики или частных отраслей бизнеса, а способность понять существо бизнеса на уровне здравого смысла. Обычно этого более чем достаточно. Кроме того, свежий человек замечает то, что профессионалу давно примелькалось; он задает "наивные" вопросы, на которые заказчик далеко не всегда находит ответ. Ведь как минимум половина компаний не может четко сформулировать свои цели, задачи, интересы или описать существующие бизнес-процессы.

На практике интернет-аудит может затронуть само существо бизнеса. Вот характерный пример. Нас пригласили в компанию, занимающуюся производством косметики на основе натурального отечественного сырья. Качество самое высокое, множество всяких сертификатов, премий. Но продается плохо, и директор решил попробовать продвигать товар с помощью Интернета.

Первое, что я увидел, приехав в офис, - скромный стенд с образцами так же скромно оформленной продукции. Блеклая упаковка, плохо читается логотип. Здороваюсь с директором и объясняю: "Просто так качественная косметика продаваться не будет. Нужны вложения в разработку бренда, оформление товара, раскрутку. И тогда уж сайт соответствующий. Хорошо ли вы представляете, какие бюджеты нужны для вывода на рынок товара в премиум-классе? Располагаете ли такими ресурсами?".

После детального анализа стало ясно, что надо сосредоточить усилия на других направлениях бизнеса, а сектор премиум-косметики пока считать лишь мечтой. А представляете, какой красивый, дорогой, качественный и абсолютно ненужный сайт мог появиться, если бы мы были просто web-дизайнерами?

Был в нашей практике совсем удивительный случай. После первой же беседы фирма пошла на реорганизацию - так решительно отреагировал заказчик, когда обнаружилось, что у него нет убедительного ответа на вопросы, чем он занимается и для каких целей.

- Сколько может стоить услуга интернет-аудита?

- В республике рынок этой услуги еще не сложился, поэтому о ценах говорить неправомерно. Лучше сказать о характерных трудозатратах. Они зависят от глубины проработки. Первоначальный экспресс-аудит существующего сайта занимает у специалиста часа полтора и, по моему убеждению, должен делаться бесплатно. А на полномасштабный аудит закладывают 150 нормо-часов. Как видите, пределы широкие.

Обычно уже после экспресс-аудита становится ясно, есть ли у проекта перспектива и, главное, готов ли заказчик мыслить этими категориями. Многие успешные бизнесмены привыкли полагаться только на себя и не готовы к мнению, не совпадающему с их генеральной линией.

Однажды у нас заказали аудит сайта, и заказчик прокомментировал полученный отчет так: "Ничего более циничного я в своей жизни не читал". В чем-то он прав. Наша деятельность немного напоминает работу врача: постановка неприятных диагнозов, выписывание горьких таблеток. Не каждому это понравится, многие предпочитают оставаться в мире иллюзий.

Сколько должен стоить "правильный" сайт? Давайте посчитаем. Сейчас разработчики используют стоимость нормо-часа, предположим, от 15 до 25 USD. Не представляю, что более-менее осмысленный сайт можно сделать менее чем за 100 нормо-часов. Вот и получим условное ограничение снизу - 2 тыс. USD.

- Как меняются функции бизнес-сайта в условиях кризиса?

- Кризис связан не только с задачами выживания, сокращения издержек. Сейчас закладываются проекты, которые принесут успех в будущем. Можно сказать, что это время передела рынков, когда у молодых компаний появился шанс потеснить авторитеты. Интернет-технологии сейчас даже более актуальны, чем до кризиса, поскольку при минимальных затратах дают максимальный эффект. Есть статистика по Соединенным Штатам. С начала кризиса там заметно упали продажи в традиционной торговле, а продажи через Интернет возросли. При этом количество запросов в Google "разработка интернет-магазина" возросло в два раза.
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!