Апрель 26, 2017
Анна Дейч

Бизнес выступает против идеи обязать экспедиторов повышать квалификацию раз в пять лет. Глубокие знания можно и не получить, зато затраты компаний гарантированно увеличатся.

Университет «МИТСО» при поддержке ассоциации БАМЭ выступил с предложением обязать всех экспедиторов как минимум раз в пять лет повышать квалификацию в организациях, имеющих государственную аккредитацию. Предложение основано на том, что компетентность белорусских экспедиторов недостаточна для качественной работы отрасли, а самостоятельно заниматься своим образованием сотрудники компаний не хотят. За последние четыре года обучение в центре «БАМЭ-Экспедитор» прошли только 218 человек.

Опрошенные «БР» руководители транспортно-логистических и экспедиторских компаний действительно сетуют на квалификацию экспедиторов, однако дополнительное обучение в вузах считают нецелесообразным.

«Нельзя в принципе административно навязать отдельно взятой отрасли потребность в знаниях, — утверждает директор по развитию международной группы компаний Apply Logistic Group Дмитрий Черноморец. — Логично, что в таком случае стоит обязать все работающее население проходить дополнительное обучение по своим специальностям. Я уверен, что обязательное повышение квалификации экспедиторов собираются ввести, чтобы определенные организации смогли на этом заработать. Однако бизнес должен сам определять, когда у него возникает потребность в получении новых знаний и кто эту потребность будет удовлетворять. На мой взгляд, это неуклюжая попытка продать продукт — образовательные программы, который сейчас на рынке не востребован. К инициативе отношусь как к еще одному виду налога, который станет очередным бременем для бизнеса».

Одновременно нарекания руководителей компаний вызывает компетентность молодых специалистов, только пришедших с университетской скамьи. По словам топ-менеджеров, с каждым годом образование в наших вузах становится все хуже, качество профессорско-преподавательского состава деградирует. Особенно это касается профессий, носящих прикладной характер. Некоторые выпускники устраиваются на работу, имея весьма слабое представление о специальности.

«Качественного логистического образования в Беларуси нет, несмотря на множество факультетов и кафедр, которые занимаются этим направлением, — считает глава группы компаний «ФАБЕАС» Андрей Поддубский. — Причина кроется в том, что в белорусских университетах упор по-прежнему делается на теорию. Мы часто берем на работу выпускников-логистов. Только десятая часть может объяснить, что такое, например, инкотермс, и пообщаться на эту тему, не говоря уже о более узкоспециализированных вопросах. Опять же, кто будет проводить курсы повышения квалификации? Нынешние преподаватели-теоретики? Они будут пересказывать иностранные учебники: про 3PL, 4PL, логистические цепочки? Но белорусским компаниям это не нужно, перед ними стоят абсолютно другие задачи».

Волнует не только переподготовка у преподавателей-­теоретиков, имеющих слабое представление о реалиях белорусского бизнеса, но и перспектива увеличения расходов компаний. Маржинальность логистического бизнеса в Беларуси и без того падает уже несколько лет подряд. Сегодня многие озабочены тем, чтобы просто удержаться на плаву. В такой ситуации любые дополнительные траты становятся ощутимым финансовым бременем.

«Сомневаюсь, что предприятиям отрасли смогут оказать полезную информационную поддержку, — отметил директор ЧП «Глас Логистик» Алексей Пакутник. — Сейчас, когда оборотные средства достаются очень большими усилиями, каждый маневр в сторону увеличения затратной части существенно влияет на финансовое самочувствие компаний. Все ляжет на затраты, тогда как увеличить стоимость своих услуг мы не сможем по объективным причинам. На нашем рынке работают не только белорусские компании. Здесь есть литовские, российские, польские игроки. Любые трудности для нас позволят им еще больше укрепиться в этом сегменте».

В целом эксперты сходятся во мнении, что уровень подготовки белорусских экспедиторов недостаточно высок, однако у каждой компании должно быть право выбирать, как решать кадровые вопросы, особенно в нынешней непростой экономической ситуации.

«Профпригодность белорусских экспедиторов равна нулю. По-хорошему стоит каким-то образом контролировать компетентность этих специалистов. Сейчас нам самим приходится переучивать сотрудников. Проводим обучение внутри компании (экспедиторы обмениваются опытом) либо отправляем их на курсы, которые предлагают другие компании. Курсы в БАМЭ не дают необходимых знаний, а другие варианты обучения слишком дорогие. Если появятся альтернативные варианты, мы будем только рады. Только преподавать на курсах повышения квалификации экспедиторов должны не преподаватели-теоретики, а руководители и топ-менеджеры компаний, которые давно работают на белорусском рынке и знают все нюансы ведения бизнеса», — резюмировал директор ООО «КомкорТранс-Сервис» Юрий Соусь.

 

 

Материал опубликован в приложении "Транспорт и логистика" к номеру 15 газеты "Белорусы и рынок" от 23 апреля 2017 года. Оформить подписку.