Февраль 19, 2017
Надеждa КОВШ

Европейский банк реконструкции и развития запустил трехлетнюю программу «Женщины в бизнесе», цель которой — стимулировать предпринимательскую активность прекрасной половины белорусского общества.

Партнерами программы в Беларуси выступили Европейский союз, Швеция и Фонд поддержки стран с переходной экономикой на ранней стадии развития. С марта 2016 года поддержка уже оказана 42 проектам на общую сумму 0,4 млн евро в форме возмещения от 60 до 80 % расходов компаний на консалтинг. На этот год запланировано пятнадцать консалтинговых и пять коучинговых проектов, а также два тренинга по цифровому маркетингу и лидерству, сообщила «БР» аналитик ЕБРР Татьяна Хахелько.

Участие в программе могут принять компании, в которых оперативное управление возложено на представительниц прекрасного пола, то есть женщины занимают должности директора, управляющего или другого топ-менеджера.

«Мы предлагаем практические курсы, направленные на развитие предпринимательских навыков, например в планировании бизнеса, интернет-маркетинге, управлении финансами, использовании информационных технологий», — рассказала Татьяна Хахелько.

Так, курс «От предпринимателя к предприятию» призван помочь женщинам развить свой микробизнес, от статуса индивидуального предпринимателя, который совмещает в себе функции и руководителя, и маркетолога, и бухгалтера, перейти к формату предприятия, в рамках которого важно грамотно делегировать полномочия подчиненным.

На тех, кто не имеет экономического образования, рассчитан курс «Управление финансами». Данный образовательный продукт актуален на фоне участившихся сокращений: лишившись работы, многие женщины вынуждены идти в бизнес.

О современных каналах продаж расскажет программа «Цифровой маркетинг». Приобретенные в ее рамках компетенции будут полезны тем, кто хочет коммерциализировать свое хобби, например вязание.

Помимо курсов, программа «Женщины в бизнесе» предпо­лагает консультации по вопросам ведения бизнеса, например по созданию сайта или внедрению системы менеджмента качества. ЕБРР частично компенсирует затраты на консалтинговые услуги.

«Проводим работу с квалифицированными местными консультантами. Проекты реализуются в течение четырех — шести месяцев и охватывают конкретные области бизнеса: стратегию, маркетинг, управление финансами, технологии. Если же женщина предоставит бизнес-план и мы увидим потенциал для развития бизнеса, то предложим услуги местного коуча, который на протяжении года будет помогать с реализацией бизнес-плана и даст рекомендации по различным вопросам», — пояснила Татьяна Хахелько.

ЕБРР совместно с партнерскими банками обещает предложить дополнительное финансирование компаниям, которыми руководят женщины. Получив кредит в коммерческом банке, фирма также сможет рассчитывать на грант ЕБРР. Кроме того, предполагается помощь с привлечением инвестиций, бизнес-планированием, приведением отчетности в соответствие с международными стандартами.

«Мы поддерживаем женщин-предпринимателей и после завершения проекта или обучающего курса, — продолжает собеседница. — Вместе продумываем следующий шаг, которым может стать запуск нового продукта, получение дополнительного финансирования или консультирование по вопросам старта бизнеса в новой области».

Возможностями программы пользуются в основном столичные бизнес-леди. В регионах спрос на образовательные продукты и прочие инструменты поддержки значительно ниже, поскольку там не так вы­сока деловая активность, меньший уровень амбиций и планов по расширению бизнеса, с сожалением констатировали в банке.

По мнению Татьяны Хахелько, пока мужские бизнес-проекты, как правило, более амбициозные и масштабные. Леди предпочитают бизнес в сфере услуг, чаще открывают парикмахерские, фирмы, оказывающие бухгалтерские услуги.

Мужские проекты обычно генерируют больше выручки, прибыли, однако и риски у них выше. По своей природе женщины — хранительницы, они склонны думать о благополучии семьи, а потому реже идут на неоправданный риск. Тактика дам в бизнесе — оглядываясь и проверяя правильность решений, двигаться вперед маленькими шажками.

«Женщинам нужно показать, что они могут быть успешными, работать наравне и даже лучше мужчин. А для этого очень важно создать среду, в которой женщины могли бы встречаться, обмениваться опытом, делиться навыками. Это одна из главных целей наших программ», — резюмировала Татьяна Хахелько.