Май 29, 2019

"Зеленые" автомобили в тренде

Вячеслав МИЦУРА

В прошлом году продажи электрокаров в мире достигли почти 1 млн единиц. Как ожидается, до 2030-­го их количество на планете будет увеличиваться в среднем на 24 % в год. Еще более впечатляющей динамики ждут на рынке электробусов.

По оценкам глобальной базы данных EV Volumes, в 2018 году во всем мире было продано 996 557 электромобилей, а с учетом подзаряжаемых гибридов — 2,28 млн, или почти в два раза больше, чем в 2017-м. Примерно половина продаж пришлась на Китай. Вторым по объему рынком стал ЕС, третьим — Северная Америка.

Доля электрокаров и подзаряжаемых гибридов в продажах новых машин достигла 2,1 %. В том числе чистые электрокары сформировали около 1 % рынка. Однако интенсивность реализации в разных частях света существенно отличается. Если в Норвегии доля новых электромобилей составила почти половину продаж, то, например, в России это фактически единичные приобретения.

Самым популярным электрокаром стал Tesla Model 3: было продано 145 тыс. машин (см. табл.). На втором месте — китайский BAIC EC-Series, на третьем — Nissan Leaf. Первую пятерку замкнули еще два представителя Tesla — Model S и Model X.

Каковы ориентиры? По данным Международного энергетического агентства (МЭА), до 2030 года количество автомобилей на электротяге будет ежегодно увеличиваться в среднем на 24 %. К 2020-му их число достигнет 13 млн, а еще через десять лет — уже 130 млн.

Эксперты МЭА полагают, что Китай продолжит лидировать на рынке. Через десять лет каждый четвертый продаваемый там автомобиль будет электрическим. Тому способствуют квоты производства, доводимые до предприятий властями, а также продленные до 2020 года налоговые преференции для покупателей.

Аналитики Bloomberg прогнозируют, что после 2020 года рынок электробусов будет расти быстрее, чем рынок индивидуальных электромобилей: к 2030-му объем продаж первых увеличится на 84 %, вторых — на 28 %. Лидером в сегменте электробусов также будет Поднебесная. Город Шэньчжэнь полностью перевел общественный транспорт на электротягу. Его примеру хотят последовать другие мегаполисы КНР. Как ожидается, через десять лет количество электроавтобусов в Китае увеличится до 1,5 млн единиц.

Аукнется на бюджете и сырье. Рост автопарка электрокаров приведет к ощутимым изменениям в налоговой системе. В частности, страны будут получать меньше выручки от налога на топливо. Бюджет КНР уже недополучил 2,6 млрд долларов таких доходов. К 2030 году общие выпадающие доходы страновых бюджетов в мире могут достигнуть 42 млрд долларов, а при более высоких темпах электрификации автопарка — 92 млрд долларов, полагают аналитики Bloomberg.

Серьезные пертурбации ожидаются на рынке автомобильного топлива. К 2030 году ежедневная потребность в нефти уменьшится на 2,57 млн баррелей, что эквивалентно нынешнему ежедневному потреблению Германии. Спрос на кобальт и литий, используемые в аккумуляторах, возрастет. Вполне вероятно, что такие перспективы будут сдерживать рост цен на нефть и даже приведут к серьезному обвалу котировок. В любом случае издержки на транспортировку товаров и пассажиров должны снизиться, что окажет общий положительный эффект на глобальную экономику.

МЭА прогнозирует десятикратный рост спроса на кобальт и литий, используемые в аккумуляторах. Впрочем, инновационные разработки в области химии, возможно, существенно скорректируют потребность производителей в отдельных видах сырья.n

Продажи электромобилей в мире в 2018 году (по данным EV Volumes)

 

Модель

Продано, единиц

1

Tesla Model 3

145 846

2

BAIC EC-Series

90 637

3

Nissan Leaf

87 149

4

Tesla Model S

50 045

5

Tesla Model X

49 349

6

JAC iEV E/S

46 586

7

BYD e5

46 251

8

Renault Zoe

40 313

9

Chery eQ EV

39 734

10

BAIC Eu-Series

37 343

Подписка на Все
15 января 2021
К третьему пакету санкций Европейского союза против белорусских властей и предприятий присоединились еще пять стран.
15 января 2021
Реальный денежные доходы населения Беларуси в январе-ноябре 2020 года выросли на 4,4% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
15 января 2021
В Беларуси по состоянию на 15 января зарегистрировано 221 тыс. 604 человека с положительным тестом на коронавирус.
15 января 2021
Глава Нацбанка Беларуси Павел Каллаур констатировал, что дефицит ликвидности, который осенью сформировался в банковской системе, был замещен деньгами Нацбанка.
15 января 2021
Банковская система Беларуси сохраняет устойчивость, несмотря на снижение прибыльности, считает глава Нацбанка Павел Каллаур.
15 января 2021
Александр Лукашенко считает, что не заслужил введения санкций и объясняет их введение Евросоюзом и рядом стран политическим давлением.

Страницы