Август 20, 2019

Зеленое финансирование: есть шанс не опоздать

Ирина ПЫЛ, эксперт по финансированию инфраструктурных проектов в области зеленого градостроительства, национальный консультант проекта ПРООН «Зеленые города»

Приоритет зеленой экономики должен быть подкреплен государственными решениями, которые встроят зеленую компоненту в финансовую систему страны.

Зеленое финансирование означает обеспечение денежными средствами при условии улучшения окружающей среды, смягчения последствий изменения климата и более эффективного использования ресурсов. Если проект решает только последнюю задачу, мы говорим об использовании финансовых инструментов циркулярной экономики. Если целью является улучшение окружающей среды, тогда речь идет о низкоуглеродных финансах. Если же средства направляются на смягчение последствий изменения глобального климата, то мы говорим о климатическом финансировании. Зеленое финансирование подразумевает соблюдение всех трех критериев. Для внедрения зеленых инициатив необходимы финансовые средства, которых в бюджете страны и местных бюджетах недостаточно.

Инструментами зеленого финансирования являются зеленые кредиты, зеленые облигации, зеленые банки и зеленые фонды. Это не принципиально новые в техническом плане финансовые инструменты и институты, их отличает зеленая составляющая в структуре, производящая новое качество.

От зеленых кредитов к зеленым облигациям. На белорусском рынке банковских услуг представлен сегмент зеленого кредитования. До недавнего времени зеленые кредиты были наиболее распространенным инструментом зеленого финансирования в мире.

В качестве зеленого банка активно позиционирует себя ОАО «Белинвестбанк». Им проведены сделки в рамках внешнеторгового зеленого финансирования. Это программа GTFP Climate Smart Trade при финансовой поддержке Международной финансовой корпорации (IFC).

Сегодня действует программа «СМАрт Энерджи» «Белорусского народного банка» при поддержке «Северной экологической финансовой корпорации» (НЕФКО). Кроме того, на нашем рынке были реализованы Программа повышения энергоэффективности (ЗАО «Альфа-Банк» совместно с ЕАБР) и Программа финансирования устойчивой энергетики в Республике Беларусь (BelSEFF), осуществлялось кредитование инвестиционных проектов в биогазовой индустрии, сфере использования органических удобрений и энергоэффективности (ОАО «Бел­агропромбанк» совместно с НЕФКО).

Сейчас в мире более активен сектор зеленых облигаций. Он возник в 2007—2008 годах и сегодня представляет собой перспективный и быстрорастущий сегмент мирового финансового рынка. Иностранные фондовые биржи поддерживают национальные системы финансирования путем создания отдельного зеленого сегмента, отдельной зеленой фондовой биржи или отдельного перечня зеленых облигаций. По данным Climate Bonds Initiative, объем выпуска зеленых облигаций в первом полугодии 2019 года составил 117,8 млрд долларов. Правда, в общей структуре глобального рынка ценных бумаг это примерно 1 %.

Климатический аспект все чаще выступает как фактор конкурентоспособности. Он устанавливает новый режим международного сотрудничества, что ведет к кардинальным изменениям на мировых товарных и финансовых рынках, в международном разделении труда. Зеленые финансовые инструменты выступают в качестве своеобразных проводников развития технологий, расширяют горизонты привлечения иностранных инвестиций. Именно поэтому страны стремятся включиться в процесс и стимулируют развитие рынка зеленых финансов на национальном уровне.

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию мер по смягчению климатических изменений и адаптации к ним. Однако в стране отсутствует комплексная законодательная база для оценки зеленых проектов. По этой причине в Беларуси не создана система верификации и сертификации зеленых облигаций и других финансовых инструментов — ни зеленых фондов, ни зеленого банка в стране нет.

Три сценария «озеленения» финансовой системы. После анализа ситуации на рынке зеленого финансирования Беларуси были спрогнозированы три взаимодополняющих сценария. Первый не предполагает государственной поддержки рынка зеленого финансирования: налоговых стимулов и льгот, страхования рисков, механизма гарантий. В таком случае мы говорим о развитии отдельных субъектов или узких направлений, например потребительского кредитования в области энергоэффективности, зеленых финансовых технологий (green fintech).

В случае акцента на финансовый сектор возможен второй сценарий. Он предполагает выпуск суверенных зеленых облигаций и развитие соответствующего корпоративного рынка. Для воплощения данного сценария в жизнь понадобятся меры фискальной политики.

При использовании возможностей зеленого финансирования для развития инфраструктуры, что подразумевает третий сценарий, финансовый рынок необходимо дополнить зелеными банками и зелеными фондами. Сегодня Беларусь практически не использует возможности рынка зеленых финансов для развития инфраструктуры.

Во всем мире разрабатывается стандартизированный подход к зеленым финансам. Это значит, что информация о проделанной работе появится в лучшем случае в следующем году, а хорошие научные работы — намного позже. Тем не менее принятие своевременных решений будет способствовать качественному развитию — в отличие от решений догоняющего развития. Более того, зеленое финансирование — это окно возможностей в современном мире, подразумевающее качественно новое развитие национального финансового рынка.

«Озеленение» коммерческого банка означает, что у него появится более широкая линейка продуктов зеленого финансирования. Можно прогнозировать развитие кредитования в области энергоэффективности, зеленых финансовых технологий, а в случае принятия фискальных мер — развитие сегмента энергосервисных компаний. При условии формирования механизма гарантий и страхования рисков в рамках ГЧП могут быть реализованы многие инфраструктурные инициативы пилотных населенных пунктов проекта «Зеленые города».

Нормативная база для «озеленения» не создана. Интерес к проекту «Зеленые города» возник во многом благодаря взаимосвязи зеленого финансирования с инвестированием в инфраструктуру.

Зеленое финансирование может быть задействовано при реализации планов развития, разработанных проектом «Зеленые города» для Полоцка, Новополоцка и Новогрудка. Новополоцк позиционируется как постиндустриальный город XXI века («Новополоцк: снова новый. Версия 2.0»). Полоцк находится на пересечении экономически значимых транспортных путей («Полоцк: наведем мосты»). Поскольку планы зеленые, то и инвестиционные проекты удовлетворяют данному критерию, являются привлекательными с точки зрения зеленого финансирования.

Что касается Новогрудка, то его позиционируют как культурно-исторический город с экологически чистым производством («Новогрудок: сохраним будущее»). Этот населенный пункт является уникальным для Беларуси с точки зрения инвестиционной привлекательности: практически сформированный целостный бренд города и района основан на конкурентных преимуществах территории.

У городских администраций есть интерес к зеленому инвестированию. Представители пилотных населенных пунктов с нетерпением ждали новых возможностей и новых инструментов. Однако внедрение механизмов зеленого финансирования предполагает принятие решений на национальном, а не городском уровне.

Чтобы элементы зеленого финансирования заработали в Беларуси, необходимо расставить приоритеты. Для этого нужно внедрить все механизмы в совокупности: циркулярное, низкоуглеродное, климатическое, зеленое, социально преобразующее и ответственное финансирование. Несмотря на то что уже есть наработки по ряду направлений, комплексной картины, необходимой для приоритизации, они не дают. После того как она появится, должны быть приняты управленческие решения для встраивания зеленого компонента в национальную финансовую систему.

Вне зависимости от принятых или непринятых мер по развитию зеленого финансирования мировая финансовая система трансформируется, в том числе на основе экологической компоненты. Беларусь, как участница глобальных экономических процессов, в любом случае примет новые правила игры. Добровольно или добровольно-принудительно — это опять-таки вопрос выбора.

Подписка на Все
04 декабря 2020
Александр Лукашенко назвал ситуацию с коронавирусом в Беларуси непростой, но контролируемой.
04 декабря 2020
Беларусь использует выделенный в октябре финкредит ЕФСР на $500 млн на финансирование непредвиденных расходов бюджета, связанных последствиями пандемии COVID-19.
04 декабря 2020
В Минских поликлиниках из-за коронавируса приостанавливают оказание плановой медицинской помощи. Соответствующий приказ № 632 издал Комитет по здравоохранению.
04 декабря 2020
Принятие в 2015 году Беларуси в Болонский процесс подразумевало обязательства по обеспечению гарантий академических прав и свобод. После репрессий последних месяцев против студентов и преподавателей, отчислений, назначения новых ректоров можно ли вообще говорить о перспективах страны на Едином пространстве высшего образования?
04 декабря 2020
МАРТ Беларуси постановлением №76 от 23 ноября 2020 года повысил тарифы на услуги стационарной телефонной связи.
04 декабря 2020
Команда Светланы Тихановской инициировала проведение опроса граждан Беларуси на предмет отключения страны от системы SWIFT.

Страницы