Май 08, 2019

Зачем нам цифровое министерство?

Александр СОТНИКОВ, заместитель председателя правления ОАО «Белгазпромбанк»

В Беларуси обсуждается возможность учреждения Министерства цифровой экономики. Представляется, что бо€льшую пользу в деле цифровизации принесет создание специализированных подразделений в отраслевых министерствах с четкими KPI для министров.

Тема создания Министерства цифровой экономики оживилась после посещения Парка высоких технологий главой государства. Он поручил правительству проработать вопрос и во II квартале принять решение, нужна ли данная структура в Беларуси.

Пока у меня есть большие сомнения относительно того, что создание отдельной структуры приведет к переходу всей экономики на более высокий, цифровой уровень. Ведь цифровизация, которая, несомненно, нужна и важна, — это не нечто отдельное, она должна быть внедрена во все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и, конечно, госуправление.

Например, для того чтобы перевести в цифровой формат привычную для многих поколений школьников бумажную форму классного журнала, нет необходимости создавать Министерство цифровой экономики. Можно просто отменить бумажную форму журнала и ввести цифровую, легализовав ее в нормативном поле. Такие решения уже есть на рынке. Более того, во многих соседних странах это уже сделано. Думаю, Министерство образования само прекрасно справится с данной задачей.

Министерству здравоохранения по силам заменить бумажные медкарты и талоны к врачу электронными. Чтобы это стало возможным, нужны не новые министерства и ведомства, а в первую очередь финансовые средства. Ну и, конечно, современные грамотные управленцы.

Заниматься цифровизацией должны люди, которые, с одной стороны, связаны с IТ-сферой, с другой — знают, как работает та или иная отрасль, и понимают, как функционирует бюрократический аппарат. Иными словами, в таком министерстве должны работать специалисты из разных отраслей. Не проще ли добавить к действующим отраслевым органам госуправления IТ-специалистов и ввести четкие и прозрачные KPI (ключевые показатели деятельности), причем не только проектные, но и процессные, для министров и их заместителей?

В моем понимании ключевым вопросом при создании Министерства цифровой экономики будет его кадровый состав. Айтишники пойдут в госуправление? Да они даже не представляют, что это такое. Что уж говорить о зарплатах и построении процесса управления…

К тому же есть риск, что учреждение Министерства цифровой экономики может привести к формированию некой параллельной цифровой экономики — наряду с традиционной, которую по-прежнему будут развивать привычные органы госуправления. Едва ли стоит думать, что это будет министерство над министерствами, которому все будут подчиняться.

Цифровизация должна пронизать все сферы и направления жизни государства и не может быть ограничена рамками одного госоргана, поскольку в таком случае она окажется нежизнеспособной. Более того, ее появление грозит обернуться созданием видимости того, что мы идем в ногу со временем и создаем IT-страну, хотя на самом деле все останется, как прежде.

Конечно, новое министерство могло бы взять на себя функцию национального центра электронных услуг или штаба по цифровизации госуслуг. Правда, в этом случае указанную функцию придется отобрать у Министерства связи и информатизации, которое вроде как должно выполнять ее сейчас. Впрочем, перепрофилирование Минсвязи могло бы стать одним из вариантов управления внедрением и развитием цифровой экономики.

Цифровизация — это не только и не столько оцифровка существующего положения дел, это смена бизнес-процессов в парадигме цифровой экономики. Любой айтишник скажет, что автоматизировать бардак или «коня с телегой» — дело неблагодарное и бесперспективное. Цифровизация должна вести к оптимизации и реинжинирингу госуправления, кардинальному упрощению процедур и исключению значительного количества ненужных и порой абсурдных уровней управления, таких как, например, РОНО, управления по спорту и туризму и другие региональные «прослойки». Готов ли к этому государственный аппарат? Вопрос риторический. Цифровизация гос­управления и экономики — это не реализация отдельных проектов, а тотальная ломка процессов, происходящих в госаппарате.

Адекватной альтернативой Министерству цифровой экономики может стать создание некоего штаба по цифровизации госуправления во главе с премьер-министром и при участии министров и представителей IT с обязательным привлечением внешних консультантов. Штаб должен иметь солидные финансовые ресурсы и безусловные управленческие полномочия, позволяющие принимать и, главное, реализовывать непопулярные среди чиновников решения, что в нашей ситуации выглядит несколько сомнительно.

Возможно, у инициаторов создания Министерства цифровой экономики есть более конкретные предложения по поводу его задач и функций, пока неизвестные общественности. Однако, судя по имеющейся информации, целесообразность такого шага вызывает большие сомнения. Думаю, этот вопрос необходимо вынести на общественное обсуждение.

Подписка на Все
25 ноября 2020
БелАЭС торжественно ввели в строй и спустя несколько дней, после аварии — взрыва трансформаторов, вывели. Уже без громких реляций. Оценить не столько этот факт, сколько саму затею со строительством атомной станции у границы Литвы, газета «Белорусы и рынок» попросила известного российского ученого, государственного деятеля Булата НИГМАТУЛИНА.
25 ноября 2020
Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) Украины установила факты дискриминационных и недружественных действий со стороны Беларуси в отношении украинских производителей стальных прутков и применила адекватные меры, решив ввести специальную пошлину на импорт этой продукции из Беларуси в размере 16,08% от таможенной стоимости.
25 ноября 2020
В Беларуси по состоянию на 25 ноября зарегистрировано 128 тыс. 449 человек с положительным тестом на COVID-19.
25 ноября 2020
Урегулирование ситуации вокруг ОАО "Белгазпромбанк" не должно быть политизированным, государство не должно вмешиваться в диалог с акционерами, считает посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев.
25 ноября 2020
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service подтвердило долгосрочные рейтинги БПС-Сбербанка, белорусской "дочки" Сбербанка РФ, по депозитам в национальной валюте на уровне "B2", в иностранной валюте - "Caa1".
25 ноября 2020
Евразийский экономический форум, который планировалось провести в Минске во второй половине декабря, отменен.

Страницы