Июнь 26, 2017
директор СООО «Гейм Стрим» («мастерская» корпорации Wargaming) Виктор НОВОЧАДОВ

Группе компаний Wargaming в следующем году исполнится двадцать лет. Ее успех был стабильным, монолитным и длительным, что дает право анализировать этот опыт и делиться им.

Знание факторов успешности, которые в нашем случае стали драйверами движения, может иметь как академический, так и практический интерес для любого белорусского IT-предприятия.

Найти правильный масштаб

Обычно при расширении бизнеса издержки на единицу продукции снижаются. Поэтому привычная единица производства в экономике — это завод, фабрика (они могут укрупняться в объединения, холдинги, ФПГ и т. п.). Единственным отраслевым исключением является IT-сфера. В ней наблюдается отрицательный эффект масштаба: при расширении предприятия издержки на единицу продукции растут.

Тем не менее отечественному бизнес-мышлению все же присущи своеобразная гигантомания, поклонение чему-то необъятному, стремление иметь большой штат работников, владеть значительным количеством активов (часто непрофильных).

Мы вовремя почувствовали свою продуктовую золотую середину, оптимальную точку роста: на протяжении многих лет общая численность сотрудников Wargaming составляет 4000 человек, а минского центра разработки — 2100. Некие «эксперты» даже заговорили якобы о кризисе, не понимая, что именно это стало одним из самых мудрых решений менеджмента: прекратить рост, достигнув максимальной эффективности.

Кроме того, мы, как и многие другие успешные IT-предприятия, концентрируемся на ключевых факторах успеха (принципиально не покупаем непрофильные активы в виде офисных помещений и т. п.). Без преувеличения, это важно в условиях максимально короткого цикла от зарождения технологии и до ее устаревания и позволяет стабильно развиваться исключительно за счет собственных средств.

Попасть в высшую лигу

В IT-сфере крупные рынки потребления не совпадают с рынками концентрации трудовых ресурсов, что по определению обуславливает разрыв между производством и сбытом. Максимальный приоритет в этих условиях имеет способность бороться с изоляцией локальных рынков, находить солидных, надежных партнеров и интегрироваться с ними по установленным правилам, понимать и принимать общепризнанные стандарты, вклиниваться в наиболее значимые цепочки создания добавленной стоимости. Если предприятие смогло реализоваться в правильном месте, в правильное время и с правильными людьми, то вполне можно ожидать, что «поезд» будет успешно катиться, даже несмотря на возможные трудности или капризы рынка.

Мы кропотливо пробивались в элитный дивизион: избавлялись от «московского» английского, насыщали управление иностранными менеджерами, укрепляли штат высококвалифицированными кадрами из стран ближнего и дальнего зарубежья, изучали особенности международных финансов, осваивали гибкие методы разработки, формировали передовую систему обучения.

Мы добились главного: основная ценность компании — это не столько программные продукты и текущая выручка, сколько уникальный коллектив профессионалов, обладающих самой передовой экспертизой и опытом успешности, бренд, который знают во всем мире, имя, которое действительно уважают. Мы стали неотъемлемой частью сферы, в которой работаем, причем в мировом масштабе.

Мыслить стратегически

Чтобы рассчитывать на долгосрочный успех, необходимо изменить свое поведение: устранить агрессию, быть гибкими, осмысленно принимать риски, не бояться локальных неудач, входить в положение парт­неров, испытывающих временные трудности, и, как писал Генри Форд в одной известной книге, «перестать гоняться за каждым долларом, как будто он последний в вашей жизни». Следует избавиться от поведенческих паттернов типа «вот сейчас все продам и никогда больше не буду работать», стоически принять тот факт, что текучесть не только кадров (на всех уровнях), но даже в составе учредителей — это абсолютно нормальное явление и что всегда будут те, кто в итоге пойдет своим путем.

В IT-сфере новая технология сначала переоценивается и привлекает необоснованной сверхприбылью, затем проседает, вызывает разочарование и критику, но потом неизбежно входит в фазу предсказуемой, долгосрочной стабильности. Поэтому не тратьте время на дискуссии общего характера, не объясняйте свои действия, особенно тем, кто с большой долей вероятности все равно не поймет их. Предсказывайте, каким будет мир через несколько десятков лет, принимайте участие в формировании этого технологического завтра, и пусть в истории останутся не чьи-то слова, а ваши дела.

 

Мнение опубликовано в №24 газеты "Белорусы и рынок" 24 июня 2017 года. Оформить подписку

Tags: 

Подписка на Wargaming