Январь 23, 2019

Взгляд с колокольни бухгалтера

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА

Добиться раскрепощения предпринимательской инициативы без реформирования бумагооборота в бухучете нельзя, убеждена председатель Белорусского общества профессиональных бухгалтеров Валентина НЕИЗВЕСТНАЯ. О проблемах бухгалтеров и итогах первого года работы общества она рассказала в интервью «БР».

— Валентина Анатольевна, прошел почти год после создания вашей организации. Как вы оцениваете первые результаты ее деятельности?

— Пожалуй, в числе главных я выделила бы такое направление нашей работы, как участие в совершенствовании образования в области бухучета и аудита. Мы сотрудничаем с ведущими вузами страны — БГЭУ и БГУ, поскольку, как практики, видим слабые стороны подготовки специалистов для работы в сегодняшних реалиях хозяйственной деятельности. Важно, что мы нашли точки соприкосновения и намерены так же оперативно найти способы решения имеющихся проблем. Помимо того, мы приняли участие в ярмарках вакансий для студентов, организованных этими учебными заведениями.

На стадии разработки и апробации находится сайт — приложение, в котором предусмотрены личные кабинеты как для студентов, которые хотят получить профессию бухгалтера, так и для работодателей. Надеемся в ближайшее время запустить это приложение.

— Учреждая организацию, вы заявляли, что ее главная цель — помогать членам в профессиональной деятельности. Что сделано на этом поприще?

— Реализацию этой цели мы видим прежде всего в предоставлении открытой площадки для выражения мнений, обмена опытом среди представителей бухгалтерской профессии. В прошлом году проведены круглые столы с участием МНС и других госорганов. Такой формат общения эффективен для обеих сторон. Как правило, в ходе обсуждения поднимаются сложные проблемы, не урегулированные законодательством и требующие решения. Поэтому очень важно представить позицию бухгалтерского сообщества по данным вопросам и получить ответы на них. Впрочем, предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать такую цель нашей общественной организации, как защита прав и законных интересов бухгалтеров.

— Что вы можете сказать по поводу изменения имиджа бухгалтера?

— Эта профессия была нужной, а в последние годы стала еще и престижной. Бухгалтер находится в курсе всех дел организации и должен решать, как правильно отразить финансово-хозяйственные операции, как воспользоваться льготами, оптимизировать налогообложение в рамках законодательства и др. От его профессионализма зависит многое. Уверена, большинство руководителей субъектов хозяйствования с уважением относятся к бухгалтерам и доверяют им.

Более того, в нынешних условиях бухгалтер — это не только «фиксатор» операций, но и управленец, принимающий непосредственное участие в принятии стратегических решений компании. Поэтому руководитель бухгалтерской службы должен быть не только профессионалом своего дела, но и опытным менеджером высшего звена.

Важным в улучшении имиджа бухгалтера я считаю соблюдение профессиональной этики или кодекса поведения бухгалтера. Наличие такого кодекса и следование его принципам укрепляют статус этой профессии и соответствуют принципам Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Надо бы и нам разработать внутренние этические правила.

В этом году мы хотим продолжить двигаться в начатом направлении, принимать активное участие в обсуждении проблем финансового состояния субъектов хозяйствования, бухучета и налогообложения и, конечно, делиться опытом, помогать избегать ошибок с негативными последствиями как для субъекта хозяйствования, так и для самого бухгалтера.

— Каким вам видится статус налоговых консультантов? В бухгалтерском и аудиторском сообществе велись дискуссии по поводу необходимости такой профессии…

— Институт налоговых консультантов имеет право на существование, но я думаю, что им еще придется побороться за место под солнцем на рынке оказания услуг налогоплательщикам, поскольку у нас уже есть апробированный институт аудиторов, кроме того, консультируют и отвечают на вопросы специалисты налоговых органов. Время покажет, в какой степени будут востребованы налоговые консультанты.

— Какие проблемы белорусского бухучета кажутся вам наиболее важными и требующими решения в первую очередь? Например, много говорится об упрощении бухгалтерского учета…

— Тема бумажного документооборота и соблюдения всех правил в части применения первичных учетных и других документов в последнее время почему-то отошла на второй план, хотя при заявленной цифровизации экономики обязанность соблюдения строгих предписаний при заполнении, например, товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ никуда не исчезла, как и непредсказуемость квалификации контролирующими органами любой ошибки бухгалтера.

В прошлом году приняты нормативные правовые акты, касающиеся порядка отражения в первичных учетных документах (ПУД) хозяйственных операций (постановление Минфина № 55), внесения в ПУД корректировок (№ 58). Они вступили в силу 1 января 2019 года и содержат новые требования к заполнению ПУД. Постоянные изменения создают напряженность и для бухгалтера, и для руководителя предприятия, и для собственника. На мой взгляд, это следствие излишнего регулирования государством предпринимательской деятельности и проявление несоответствия между декларируемым и даже законодательно закрепленным, в том числе в указах и декретах президента, стремлением к раскрепощению бизнеса и реалиями хозяйственной практики и контрольной деятельности.

Например, декретом от 23.11.2017 № 7 установлено, что взаимодействие госорганов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается на презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Кстати, этот же принцип применительно к налогоплательщику заложен и в обновленный Налоговый кодекс. Указом от 16.10.2009 № 510 проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Однако организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку ПУД на предмет их соответствия требованиям законодательства, и для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается ПУД, имеющим юридическую силу. На практике получается, что любой ПУД может содержать сведения, которые будут оцениваться в качестве обязательных либо необязательных. Например, строка «Основание отпуска» в ТТН обязательна к заполнению или с учетом ст. 10 закона «О бухгалтерском учете» это необязательный реквизит?

Электронные накладные, так и не получившие широкого распространения, не решают эти проблемы, тем более что проверяющий вправе потребовать их распечатать. В результате постоянно говорится о необходимости упрощения бухучета, однако действительно значимые меры в этом направлении до сих пор не приняты, тогда как именно ПУД являются фундаментом такого упрощения.

Хочу обратить внимание на зарубежный опыт применения такого универсального документа, как инвойс. Он давно используется для оформления хозяйственных операций в странах ЕС и заменяет сразу несколько наших ПУД: товарно-транспортную накладную (товарную накладную), акт, счет-фактуру. Его использование избавляет от необходимости привязывать счета к ТТН, а ТТН — к ЭСЧФ, а затем все это еще и с платежным поручением. В инвойсе аккумулируются все отметки о движении товара, и только на его основании перечисляются деньги. Я не утверждаю, что инвойс — панацея, однако его введение может стать значимой мерой, которая поможет упростить бухучет. Я убеждена в том, что обеспечить раскрепощение предпринимательской инициативы без реформирования бумагооборота в бухучете нельзя.

 

— Как вы, как председатель Белорусского общества профессиональных бухгалтеров, оцениваете новую редакцию Налогового кодекса, вступившую в силу 1 января?

— Несомненно, это важнейшее событие на нашем «фронте». В обновленном кодексе, определяющем налоговую жизнь субъектов хозяйствования, есть ряд положительных нововведений. Я выделила бы отдельные корректировки по налогу на прибыль, где увеличены инвестиционные вычеты и внесены изменения в учет затрат для целей налогообложения. В целом разработчики документа проделали большую работу.

Бухгалтерское сообщество видит две основные проблемы. Во-первых, неоднозначное понимание и толкование тех или иных норм в практике их применения. Например, это касается «затратных» правил по налогу на прибыль, налогообложения дивидендов, НДС с его новыми объектами и не до конца решенными вопросами с вычетами. Есть еще и совершенно новый п. 4 ст. 33, благодаря которому в наше налоговое законодательство внедряются нормы о налоговой выгоде и доктрине деловой цели. Написано вроде гладко, но зачастую сопровождается совершенно неожиданными подходами и комментариями для бухгалтера.

Во-вторых, отсутствие периода адаптации. При принятии столь масштабного нормативного акта неизбежны издержки привыкания. Такой многостраничный документ даже из-за изменения нумерации статей, не говоря уже об их содержании, требует тщательного изучения и апробирования, а адаптационного периода законодательство налогоплательщикам не предоставило. Остается надеяться, что МНС и Минфин оперативно разъяснят вызывающие вопросы положения обновленного кодекса и помогут бухгалтерам разобраться в его нормах и нюансах. В рамках нашей открытой площадки мы готовы подключиться к этому процессу.

Подписка на бухгалтерский учет
12 февраля 2019
В Беларуси реформируют национальную систему бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.
31 января 2019
МНС, Минфин, Минтруда и Белстат постановлением №4/1/1/1 от 9 января установили новую форму книги учета доходов и расходов.
08 октября 2018
Правила определения дат для отражения хозяйственных операций в бухучете изменятся. Привязка будет сделана к последним дням месяца и дню окончания договора.
13 июня 2018
Составляя договор о передаче бухгалтерии на аутсорсинг, стоит прописать пункт о неразглашении подрядчиком конфиденциальных данных. Не лишним будет навести и некоторые справки о партнере, советуют эксперты, опрошенные «БР».
15 мая 2018
В апреле Минюст зарегистрировал новое общественное объединение — Белорусское общество профессиональных бухгалтеров. Почему возникла необходимость в консолидации работников бухгалтерских служб и чем будет заниматься новое объединение, «БР» рассказала председатель правления этой организации Валентина НЕИЗВЕСТНАЯ.
03 ноября 2017
Такая возможность определена постановлением №802 от 30 октября 2017 года.

Страницы