Февраль 12, 2018
Родион МОРОЗОВ, начальник отдела стратегического планирования и инновационной деятельности Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ

Экспериментальный проект на основе модели «Предпринимательский университет» реализуется в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ожидается, что выпускники таких университетов будут искать не первое рабочее место, а первых сотрудников для компаний, которые создадут.

То, что в правительстве заговорили о переходе к концепции «Университет 3.0», — хороший знак. Значит, есть понимание того, что наши учреждения высшего образования в нынешнем виде неспособны справляться с вызовами современной экономики знаний. Да, у нас есть массовое высшее образование, да, 90 % выпускников школ поступают в вузы, но, с другой стороны, мы сталкиваемся с проблемами трудоустройства. Летом прошлого года в правительстве даже вставал вопрос: как вы учите, если даже выпускников-бюджетников не можете трудоустроить?

Переход к модели «Университет 3.0», или «Предпринимательский университет» в более широком смысле, поможет преодолеть данную проблему. Обучение предпринимательству в соответствии с новой концепцией — это формирование специалистов, которые после выпуска из альма-матер смогут самостоятельно создавать новые рабочие места.

Для достижения амбициозных целей важно, чтобы университет являлся предпринимательской организацией. При этом речь идет не столько о зарабатывании денег, сколько о разработке и реализации конкурентных стратегий.

Название и суть

Понятие «Университет 3.0» в англоязычной литературе практически не встречается. Это адаптация концепции, предложенной в России. Там первыми заговорили о создании университетов нового типа. У нас концепция интерпретируется довольно узко: университет 3.0 — это развитие инфраструктуры для коммерциализации интеллектуальной деятельности и обучения предпринимательству. В западных странах схожая концепция предпринимательского университета трактуется шире и предполагает наличие предпринимательской культуры вуза, соответствующую организационную структуру, в которой нет места бюрократической системе.

В дальнейшем, надеюсь, и мы перейдем от университета 3.0 к более высокому уровню — предпринимательскому университету. Он имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, всеобъемлющая предпринимательская культура включает поощрение инноваций, снижение бюрократических проволочек, поддержку и стимулирование инициатив. Внутри университета должны работать предприниматели. Они нужны, чтобы продвигать новые образовательные программы, научные исследования, создавать инновационные предприятия при университетах.

Для ученого-исследователя, для сотрудника университета совмещенная работа на таком предприятии — это хорошая возможность апробировать результаты своей научной деятельности, попробовать внедрить собственные инновационные разработки.

Во-вторых, поощряются инициативы и инновации студентов, преподавателей и сотрудников, направленные на эффективное развитие вуза. У преподавателей, исследователей должна быть возможность коммерциализировать свои знания и разработки. Например, открыть собственные образовательные программы, получить права на интеллектуальную собственность и, продолжая работать преподавателем, учредить предприятие для внедрения результатов исследовательской деятельности. Необходимо проводить конкурсы студенческих бизнес-проектов, а также помогать их внедрению.

В-третьих, предполагаются глубокая интеграция учебной, научной и инновационной деятельности с внешней средой и установление тесных связей с бизнесом. Студенты и преподаватели должны получить представление о том, как работает бизнес, и сотрудничать с реальными компаниями. До сих пор значительная часть профессорско-преподавательского состава и административного персонала большинства вузов имеет смутное представление о реальных бизнес-процессах.

Учреждения образования и сами должны создавать инновационные предприятия. У БГУ, БНТУ есть предприятия, в которых они являются учредителями и соучредителями. Очень важно использовать их потенциал, в том числе проводить на базе таких фирм стажировку студентов, тестирование научных исследований и разработок. Важно, чтобы в таких предприятиях видели не просто дополнительный источник доходов вуза, а возможность обогатить образовательный и исследовательский процессы, характерные для классического университета 2.0.

К четвертому признаку университета нового образца следует отнести предпринимательский тип управления вузом на основе эффективных и быстрых управленческих решений. Под эту характеристику подходит и система мотивации, и наем, и продвижение специалистов. Пока наши вузы страдают от недостатка преподавателей и других специалистов, имеющих опыт работы в бизнесе.

Система оплаты труда, продвижения и мотивации в белорусских вузах «заточена» на научную степень и звания, научные публикации. Опыт работы в бизнесе никаким образом не учитывается. Соответственно, человек, который придет в вуз из бизнеса, не имея ни степени, ни званий, будет получать низкую зарплату рядового преподавателя. Подходы к начислению заработной платы должны учитывать данный аспект.

Организационная структура многих белорусских университетов также пока не предполагает предпринимательского начала. Большинство вузов построены по классической схеме: администрация, факультет, кафедры.

Опыт ИБМТ БГУ

Исследования и практическое внедрение концепции «Университет 3.0» проводятся в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) с 2014 года. В то время концепция «Университет 3.0» была слишком новаторской для белорусского высшего образования, хотя отдельные ее элементы уже тогда были заложены в разные государственные программы. Например, в Концепции развития высшего образования на 2011—2015 годы было прописано, что в каждом университете должны быть созданы бизнес-инкубаторы. Деятельность университетов так или иначе затрагивали программы инновационного развития страны.

В ИБМТ применили предпринимательский тип управления. Да, у нас есть классические факультеты и кафедры, но они дополняются образовательными программами и проектами.

Если инициативные сотрудники и преподаватели желают реализовать предпринимательский потенциал и хотят открыть новую образовательную программу, то институт выделяет финансирование на ее продвижение. После набора первой группы руководитель программы может рассчитывать на надбавку и премию по результатам работы. У него также есть возможность привлекать в проект других специалистов и подразделения. Сотрудники чувствуют свой вклад и видят, что инициатива не наказуема, а, наоборот, поощряема.

Благодаря подобным прогрессивным подходам уже двадцать лет нам удается работать и развиваться без бюджетного финансирования.

Университеты должны иметь четкое видение того, как развивать предпринимательство у себя, чтобы, с одной стороны, обеспечить сотрудникам дополнительный заработок, а с другой — обогатить научную деятельность и образовательную составляющую.

Вузам следует развивать инф­раструктуру для поддержки собственных предпринимательских инициатив: создавать бизнес-инкубаторы, места для коворкинга, центры прототипирования, предоставлять оборудование в пользование. Необходимы понятные процедуры того, кто и как может принимать участие в этом процессе. Подобные составляющие модели формируются постепенно, очагами, но когда они выстраиваются в систему, можно говорить о том, что сформировался предпринимательский университет.

Нужно разработать новые параметры оценки вклада вуза в социально-экономическое развитие страны. Стэнфордский университет и Массачусетский институт технологий, являющиеся самыми яркими примерами предпринимательских университетов, гордятся тем, что компании, созданные их выпускниками, генерируют ежегодный доход в 3,3 трлн долларов и создают около 2 млн рабочих мест. Если бы компании — выпускники Стэнфорда были объединены в отдельную страну, это была бы десятая экономика мира.

Такой вклад в развитие экономики позволяет университету обосновывать свои претензии на госфинансирование. Наши же вузы расходуют государственные деньги и отчитываются количеством выпускников, но не вкладом в социально-экономическое развитие в качестве предпринимателей. Хочется верить, что такие показатели, как количество созданных рабочих мест, доход компаний, открытых выпускниками, когда-нибудь будут учитываться и в Беларуси.n

Справка «БР»

Родион Морозов получил степень доктора наук (PhD) в испанском Университете Деусто. Он защитил диссертацию по теме «Формирование предпринимательских учреждений высшего образования в переходной экономике на примере Республики Беларусь».

 

Материал опубликован в №5 газеты "Белорусы и рынок" от 10 февраля 2018 года. Оформить подписку

Подписка на высшее образование + Бизнес-образование + БГУ
14 июня 2018
Они будут выделяться из республиканского бюджета. 
23 мая 2018
Об этом заявила глава администрации Лукашенко Наталья Кочанова.
11 мая 2018
Стартовал очередной, третий Конкурс предпринимательских идей, организованный Бизнес-­школой ИПМ. Цель проекта — помочь начинающим бизнесменам развить компетенции в продвижении своих проектов, рассказала руководитель конкурса Анна ПЕРУНОВА.
08 мая 2018
Технологическая отсталость, недофинансирование и игнорирование реформ. Эксперты оценили качество подготовки кадров в Советском Союзе и в Беларуси, взявшей за основу советские традиции.
24 апреля 2018
Магистров будут готовить по профилю «Корпоративные стратегические коммуникации»
10 апреля 2018
Он будет создан путем объединения двух институтов, входящих в университет.

Страницы