Февраль 19, 2017
юрист Ева МАРЦИНКЕВИЧ

Юристы, бухгалтеры и аудиторы в скором времени могут утратить право давать консультации по вопросам налогообложения. Данную функцию предложено закрепить за сертифицированными налоговыми консультантами.

 

Принятие нормативного пра­вового акта, регламентирующего работу налоговых консультантов, предусмотрено п. 5.1 Программы социально-­экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы, утвержденной указом от 15.12.2016 № 466.

С февраля 2014 года с одобрения белорусского правительства в стране реализуется проект международной технической помощи Программы развития ООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов». Национальным исполнителем проекта выступает Министерство по налогам и сборам (МНС).

По планам реализация реформы должна была начаться в январе нынешнего года. При участии отечественных и международных экспертов разработаны проекты указа «О налоговом консультировании в Республике Беларусь» и Положения о налоговом консультировании в Республике Беларусь (опубликованы на сайте МНС).

Согласно проекту указа, налоговый консультант — это физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат налогового консультанта, являющееся членом Палаты налоговых консультантов и внесенное в Единый реестр налоговых консультантов. Налоговый консультант является компетентным посредником между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В соответствии с проектом положения налоговое консультирование включает следующие услуги:

– консультирование доверителей по налоговым вопросам в пределах данного поручения, оказание помощи при ведении бухгалтерского учета и отчетности, составлении налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представлении их в налоговые органы;

– предъявление от имени и по поручению доверителя требований о возврате (зачете) излишне уплаченных им сумм налогов, возмещении причиненного ущерба;

– проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды при ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

– представительство от имени и по поручению доверителя в судах, налоговых органах, правоохранительных органах по вопросам налогообложения;

– участие в суде, в правоохранительных и других органах в качестве независимого эксперта по спорам о налогообложении;

– другие услуги, связанные с налогообложением.

Как предполагается, устанавливать правила оказания услуг будет Палата налоговых консультантов в формате саморегулирования. Эта же структура во взаимодействии с МНС на постоянной основе займется улучшением налоговой среды и повышением прозрачности налогового законодательства.

Планируется выдвинуть требование к налоговым консультантам об обязательном страховании профессиональных рисков. Оказывать услуги по налоговому консультированию без страхового полиса будет запрещено. Кроме того, предполагается установить минимальную страховую сумму покрытия, которая может быть увеличена по желанию клиента.

Полагаем, если налоговый консультант допустит ошибку, которая повлечет нанесение ущерба, то сначала клиент должен будет рассчитаться с государством (уплатить штраф или доплатить налоги и пени по ним) и только потом выставить претензию консультанту.

Однако неясным остается вопрос, какой будет цена этой страховки. Кураторы проекта считают, что за налоговым консультантом должна стоять серьезная компетенция. Тогда страховые риски будут ниже. Сегодня уже есть страховые продукты, покрывающие штрафные санкции и пени. За рубежом страхование профессиональной ответственности налоговых консультантов может покрывать еще и возможные доначисления налогов. В частности, такая практика характерна для Германии, в которой страховой взнос составляет 0,3 % минимальной страховой суммы покрытия.

Консультировать смогут не все

Согласно проекту положения, оказывать услуги по налоговому консультированию смогут индивидуальные предприниматели, получившие статус налогового консультанта, и юридические лица, в штате которых есть соответствующим образом аттестованные специалисты.

Налоговым консультантам планируют запретить заниматься несовместимыми видами деятельности, под которыми понимается любая предпринимательская деятельность, не связанная с налоговым консультированием, а также занятость в качестве наемного (штатного) сотрудника организации по функциональным обязанностям, не связанным с налоговым консультированием.

Впрочем, одновременно налоговые консультанты смогут оказывать адвокатские, юридические и аудиторские услуги, заниматься творческой и преподавательской деятельностью, выступать в качестве инвестиционных консультантов, экспертов.

Лицам, не обладающим статусом налогового консультанта, будет запрещено оказывать услуги по налоговому консультированию. Таким образом, из проекта положения следует, что уже в ближайшем будущем юристы, бухгалтеры и аудиторы не смогут официально заниматься налоговым консультированием, если они не получили статуса налогового консультанта. Заметим, нововведение не коснется штатных специалистов — юристов, бухгалтеров и др., выполняющих свои обязанности в рамках трудовых отношений, основанных на трудовых договорах (контрактах).

Согласно проекту, в отношении индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета, в том числе налогового учета, предполагается установить переходный период — пять лет. По мнению специалистов МНС, этого периода достаточно, чтобы повысить свою квалификацию, сдать квалификационный экзамен и продолжить осуществлять деятельность в области налогового консультирования.

Каковы последствия? На наш взгляд, внедрение института налоговых консультантов отвечает международному стандарту налогового обслуживания и выгодно государству. Новый институт улучшит позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing Business, будет содействовать эффективному взиманию налогов и социальных отчислений, а также снизит риски налоговых ошибок субъектов хозяйствования.

Предполагается, что на начальном этапе за прием квалификационного экзамена будет взиматься госпошлина в размере пяти базовых величин, зачисляемая в республиканский бюджет. После образования Палаты налоговых консультантов стоимость экзамена будет определяться этим органом.

Налоговых консультантов обяжут принимать участие в платных программах повышения квалификации — проходить обу­чение не реже одного раза в два года. Неучастие в программах повышения квалификации повлечет аннулирование (прекращение действия) аттестата. Причем налоговый консультант не сможет получить допуск к сдаче экзамена в течение трех лет с даты исключения из специализированного реестра.

Если для государства выгода от нового института очевидна, то в отношении субъектов хозяйст­вования не все так однозначно. Некоторые эксперты опасаются, что налоговые органы могут отказаться от официальных консультаций в пользу налоговых консультантов и таким образом снять с себя ответственность за разъяснение норм фискального законодательства. Однако в целях формирования качественной и прозрачной налоговой системы МНС, как орган госуправления, должен пояснять бизнесу свою позицию по тому или иному спорному вопросу.

Кроме того, проект указа не определяет мнение налогового консультанта как приоритетное. В случае возникновения спора между субъектом хозяйствования и налоговым органом пользы от налогового консультанта будет мало, потому что на практике решающим является мнение должностного лица налоговой инспекции или судьи. Если сейчас субъект хозяйствования может воспользоваться услугами юриста, специализирующегося на налоговых спорах, то после вступления в силу указа придется дополнительно оплатить услуги налогового консультанта. Соответственно, говорить об экономии средств уже не придется.

 

Справка «БР»

В Чехии, сопоставимой с Беларусью по численности населения, квалификационный аттестат налогового консультанта получило 4,6 тыс. человек, 870 специализированных организаций оказывают услуги по налоговому консультированию. В Германии свыше 90 тыс. налоговых консультантов (то есть один специалист приходится на тысячу человек) и около 9 тыс. соответствующих организаций.

В Беларуси на базе БГЭУ подготовлена пилотная группа из 37 налоговых консультантов, которые, как ожидается, пройдут аттестацию сразу после принятия профильного указа.

По планам налоговый аутсорсинг протестируют на пяти предприятиях различных форм собственности. После его анализа будут разработаны рекомендации по дальнейшему продвижению института налоговых консультантов.

Подготовлен и проект правил страхования профессиональных рисков налоговых консультантов. Документ также может быть оперативно утвержден Минфином после принятия указа.