Апрель 02, 2012

В условиях глобализации

Лариса МИХАЛЬЧУК

О целях семинара и музейном деле в Германии "БР" рассказала директор агентства Tradicia History Service доктор Кристина ЯНЕКЕ.

"Это образовательная программа для группы сотрудников музеев Беларуси, - сказала доктор Янеке. - В прошлом году Институт им. Гете сотрудничал с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны, и, как выяснилось, у белорусских музеев есть интерес к немецкому опыту в музееведении. Поэтому возникла идея расширить программу сотрудничества в этой области и провести на протяжении 2012 года цикл семинаров для группы музейных работников не только из Минска, но и из других городов Беларуси".

Программа семинаров была разработана Институтом им. Гете в Минске с учетом научных рекомендаций д-ра Янеке и в кооперации с белорусским и немецким комитетами ICOM. Проект рассчитан на 9 семинаров (по одному в месяц) на разные темы стратегического музейного менеджмента.

Идея в том, чтобы, с одной стороны, специалисты из Германии смогли познакомить белорусских коллег с тенденциями развития музеев, с немецкими и по возможности европейскими моделями работы музеев, а немецкие коллеги, в свою очередь, хотели бы услышать о белорусских музеях.

"Мы хотим, чтобы у нас был диалог между профессионалами в музейной сфере, - сказала д-р Янеке. - У всех музеев, в какой бы стране они ни находились, есть, конечно, специфические национальные черты, но есть и много общих проблем".

Самая большая проблема, с которой сталкиваются не только музеи, но и другие учреждения культуры во всем мире, - недостаток финансирования. По словам д-ра Янеке, бюджеты на культуру, в том числе на музеи, сокращаются повсеместно. В Германии большие национальные культурные центры получают достаточное финансирование, но есть сеть маленьких и средних музеев в городах, регионах, землях, которые получают "слишком мало средств, чтобы нормально существовать, и слишком много, чтобы сократить работу".

"Приходится развивать свою фантазию и изыскивать способы заработать деньги, - говорит д-р Янеке. - Насколько я знаю, и белорусские музеи так же делают. Поэтому наши знания о таких инструментах музейного менеджмента, как, например, музейный маркетинг или музейная педагогика, могут быть полезны нашим белорусским коллегам".

Первый семинар, на котором обсуждались проблемы отражения современной истории в музеях, состоялся в марте. В Германии в среде профессионалов музейного дела давно обсуждается вопрос, что такое музей: место документирования истории или место самоидентификации нации.

"Мы смотрим на музей как на место для дискуссий, на которых обсуждаются культурные и национальные вопросы, - сказала д-р Янеке. - И думаем, что белорусам тоже небезынтересно обсудить вопросы, которые волнуют многих: кто мы, чего мы хотим, что нас отличает от других наций, какие эпизоды истории для нас самые важные? На прошедшем семинаре мы рассказывали о том, что мы делали в Германии в этом направлении, и слушали, что делают белорусские музеи".

На предстоящих семинарах речь будет идти о стратегическом маркетинге, как музей может использовать маркетинговые инструменты, чтобы позиционировать себя на рынке.

В частности, в последние годы в Германии широко обсуждается вопрос расширения функций музея как учреждения. Это связано с тем, что сейчас музеи функционируют не только как научные учреждения, но и как центры культуры, и они начали конкурировать с театрами, концертными залами и т. д.

С другой стороны, приходится учитывать экономический фактор, потому что музеям все больше приходится зарабатывать. "В этом есть минусы, но есть и плюсы: экономическая самостоятельность позволяет развивать собственные идеи, - считает д-р Янеке. - Мне кажется, что и в Беларуси музеи вполне могут развиваться в этом направлении, чтобы не только здесь, но и за рубежом было понятно, что такое конкретный белорусский музей, какая у него миссия, зачем стоит туда ходить или ехать".

Одной из своих важнейших задач музеи Германии считают сотрудничество со школами. Посещение музеев не входит в общеобразовательную программу, но тем не менее практически в каждом из них работе с детьми всех возрастов уделяется очень большое внимание.

Германия славится своими музеями, но во многом и работа профессионалов музейного дела повлияла на ежегодный рост посещаемости музеев. К слову, в 2011 году количество посещений составило более 109 млн. В больших городах особой популярностью пользуются музейные центры, например, в Берлине - "остров музеев", где собраны самые крупные и знаменитые музеи города, в Мюнхене - старая и новая пинакотеки. Из видов музеев наибольшей притягательностью обладают исторические музеи.

"Музеи для нас и, я думаю, для всех европейцев - это место, в котором возникает ощущение, что здесь мы храним наше наследие, нашу память, - говорит д-р Янеке. - А вообще можно обсуждать вопрос "что такое наша память?" или применительно к Германии: "что такое немецкая история?". Например, в Берлине 14% населения - выходцы из других стран. Они живут в Германии, а в силу этнической принадлежности представляют разные культуры. Они являются частью немецкого общества и тоже ходят в музеи. Есть определенные эпизоды немецкой истории, которые им чужды; они чувствуют их по-иному. Или взять очень актуальную тему миграции. Необходимо, чтобы она отражалась в музеях, потому что немецкое общество развивается, на него оказывают влияние другие культуры, и это история Германии. Поэтому у нас есть дискуссия о том, что мы будем показывать в наших исторических музеях".

Проект "Музеи - центры образования XXI века" завершит круглый стол, на который планируется пригласить нескольких спикеров из Германии, в том числе представителей ICOM-Германия. "Мы обсудим перспективы музеев, как они могут развиваться, чтобы привлечь публику и найти свое место в условиях глобализации", - сказала д-р Янеке.

Подписка на Все
24 ноября 2020
Правительства Литвы, Латвии и Эстонии согласовали новый список пособников режима Лукашенко в Беларуси, против которых вводятся санкции в этих трех странах.
24 ноября 2020
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит ОАО "Белорусский народный банк" (БНБ-банк, дочерний банк АО "Банк Грузии) необеспеченный кредит в белорусских рублях на 7 млн евро в эквиваленте.
24 ноября 2020
Белорусы продолжают забирать депозиты из банков. Возникает вопрос: куда вложить освободившиеся деньги, чтобы они работали?
24 ноября 2020
Компания Deloitte провела опрос 37 финансовых директоров, которые представляют компании ключевых секторов экономики страны. Из отчета мы узнали, как адаптируется белорусский бизнес к новым реалиям и чего ожидают крупнейшие бизнес­-игроки в последующие месяцы.
24 ноября 2020
Машинист горных выемочных машин рудника 4 Рудоуправления ОАО "Беларуськалий" в 1:30 ночи 24.11.20 отказался подыматься из шахты и заявил о присоединении к стачке.
23 ноября 2020
Китай увеличивает мощности по переработке нефти и может уже в следующем году сменить США в качестве лидера на этом рынке.

Страницы