Апрель 02, 2012
Лариса МИХАЛЬЧУК

О целях семинара и музейном деле в Германии "БР" рассказала директор агентства Tradicia History Service доктор Кристина ЯНЕКЕ.

"Это образовательная программа для группы сотрудников музеев Беларуси, - сказала доктор Янеке. - В прошлом году Институт им. Гете сотрудничал с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны, и, как выяснилось, у белорусских музеев есть интерес к немецкому опыту в музееведении. Поэтому возникла идея расширить программу сотрудничества в этой области и провести на протяжении 2012 года цикл семинаров для группы музейных работников не только из Минска, но и из других городов Беларуси".

Программа семинаров была разработана Институтом им. Гете в Минске с учетом научных рекомендаций д-ра Янеке и в кооперации с белорусским и немецким комитетами ICOM. Проект рассчитан на 9 семинаров (по одному в месяц) на разные темы стратегического музейного менеджмента.

Идея в том, чтобы, с одной стороны, специалисты из Германии смогли познакомить белорусских коллег с тенденциями развития музеев, с немецкими и по возможности европейскими моделями работы музеев, а немецкие коллеги, в свою очередь, хотели бы услышать о белорусских музеях.

"Мы хотим, чтобы у нас был диалог между профессионалами в музейной сфере, - сказала д-р Янеке. - У всех музеев, в какой бы стране они ни находились, есть, конечно, специфические национальные черты, но есть и много общих проблем".

Самая большая проблема, с которой сталкиваются не только музеи, но и другие учреждения культуры во всем мире, - недостаток финансирования. По словам д-ра Янеке, бюджеты на культуру, в том числе на музеи, сокращаются повсеместно. В Германии большие национальные культурные центры получают достаточное финансирование, но есть сеть маленьких и средних музеев в городах, регионах, землях, которые получают "слишком мало средств, чтобы нормально существовать, и слишком много, чтобы сократить работу".

"Приходится развивать свою фантазию и изыскивать способы заработать деньги, - говорит д-р Янеке. - Насколько я знаю, и белорусские музеи так же делают. Поэтому наши знания о таких инструментах музейного менеджмента, как, например, музейный маркетинг или музейная педагогика, могут быть полезны нашим белорусским коллегам".

Первый семинар, на котором обсуждались проблемы отражения современной истории в музеях, состоялся в марте. В Германии в среде профессионалов музейного дела давно обсуждается вопрос, что такое музей: место документирования истории или место самоидентификации нации.

"Мы смотрим на музей как на место для дискуссий, на которых обсуждаются культурные и национальные вопросы, - сказала д-р Янеке. - И думаем, что белорусам тоже небезынтересно обсудить вопросы, которые волнуют многих: кто мы, чего мы хотим, что нас отличает от других наций, какие эпизоды истории для нас самые важные? На прошедшем семинаре мы рассказывали о том, что мы делали в Германии в этом направлении, и слушали, что делают белорусские музеи".

На предстоящих семинарах речь будет идти о стратегическом маркетинге, как музей может использовать маркетинговые инструменты, чтобы позиционировать себя на рынке.

В частности, в последние годы в Германии широко обсуждается вопрос расширения функций музея как учреждения. Это связано с тем, что сейчас музеи функционируют не только как научные учреждения, но и как центры культуры, и они начали конкурировать с театрами, концертными залами и т. д.

С другой стороны, приходится учитывать экономический фактор, потому что музеям все больше приходится зарабатывать. "В этом есть минусы, но есть и плюсы: экономическая самостоятельность позволяет развивать собственные идеи, - считает д-р Янеке. - Мне кажется, что и в Беларуси музеи вполне могут развиваться в этом направлении, чтобы не только здесь, но и за рубежом было понятно, что такое конкретный белорусский музей, какая у него миссия, зачем стоит туда ходить или ехать".

Одной из своих важнейших задач музеи Германии считают сотрудничество со школами. Посещение музеев не входит в общеобразовательную программу, но тем не менее практически в каждом из них работе с детьми всех возрастов уделяется очень большое внимание.

Германия славится своими музеями, но во многом и работа профессионалов музейного дела повлияла на ежегодный рост посещаемости музеев. К слову, в 2011 году количество посещений составило более 109 млн. В больших городах особой популярностью пользуются музейные центры, например, в Берлине - "остров музеев", где собраны самые крупные и знаменитые музеи города, в Мюнхене - старая и новая пинакотеки. Из видов музеев наибольшей притягательностью обладают исторические музеи.

"Музеи для нас и, я думаю, для всех европейцев - это место, в котором возникает ощущение, что здесь мы храним наше наследие, нашу память, - говорит д-р Янеке. - А вообще можно обсуждать вопрос "что такое наша память?" или применительно к Германии: "что такое немецкая история?". Например, в Берлине 14% населения - выходцы из других стран. Они живут в Германии, а в силу этнической принадлежности представляют разные культуры. Они являются частью немецкого общества и тоже ходят в музеи. Есть определенные эпизоды немецкой истории, которые им чужды; они чувствуют их по-иному. Или взять очень актуальную тему миграции. Необходимо, чтобы она отражалась в музеях, потому что немецкое общество развивается, на него оказывают влияние другие культуры, и это история Германии. Поэтому у нас есть дискуссия о том, что мы будем показывать в наших исторических музеях".

Проект "Музеи - центры образования XXI века" завершит круглый стол, на который планируется пригласить нескольких спикеров из Германии, в том числе представителей ICOM-Германия. "Мы обсудим перспективы музеев, как они могут развиваться, чтобы привлечь публику и найти свое место в условиях глобализации", - сказала д-р Янеке.

Подписка на Все
22 сентября 2017
За последние пять лет среднестатистические доходы белорусов выросли более чем в пять раз, однако около 70 % жителей страны могут потратить только до 500 руб. в месяц и при этом считают свой уровень благосостояния средним.
22 сентября 2017
Курс доллара на БВФБ снизился
22 сентября 2017
Он обсудил указ «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» с председателем КГК Леонидом Анфимовым
22 сентября 2017
Илья Жуковец, начальник управления коммерции и маркетинга “Куфара” проанализировал зарубежные тренды в сегменте маркетплейса и, основываясь на международном опыте, решил выделить возможные направления развития для белорусских онлайн-проектов.
22 сентября 2017
В этом году площади, занятые им, скоратились на 17%.
22 сентября 2017
Министр иностранных дел выступил в США

Страницы