Август 08, 2017
Дарья КОЗЛОВСКАЯ

Насколько конкурентен рынок аудиторских услуг, есть ли понятие «женский бизнес» и что делать, когда приходится выбирать между карьерой и семьей? «БР» побеседовала с управляющим партнером ООО «РСМ Бел Аудит» Валентиной Неизвестной.

 

— Как вы пришли к решению открыть собственное дело? Не страшно ли было отказаться от стабильного заработка в качестве наемного работника и открыть ИП в конце весьма нестабильных 90-х годов?

— В «свою игру» начинают играть лишь чуть-чуть сумасшедшие (в хорошем смысле) люди. Безусловно, мне было боязно, я прекрасно осознавала, что существуют определенные риски. Страшнее всего, пожалуй, стало тогда, когда я начала нанимать сотрудников. Ведь с этого момента ты несешь ответственность не только перед собой, но и перед ними: нужно выплатить людям зарплату, уплатить налоги, причем сделать это своевременно.

Мечта для меня — это сила, которая придает смысл жизни, наполняет ее интересом. Когда я работала как индивидуальный предприниматель, все время мечтала о большем: чтобы была собственная компания, чтобы она стала известной и вызывала доверие у клиентов. В какой-то момент спросила себя: а почему бы и нет? Сначала, безусловно, было трудно: работы много, денег мало, но была мечта, которая трансформировалась в цель.

С моим партнером Алексеем мы работаем вместе вот уже более 12 лет. Можно сказать, мечты сбылись: сегодня наша компания известна и стабильно работает.

— Расскажите об основных этапах развития вашего бизнеса. Совпали ли они по времени c этапами вашего становления как руководителя и собственника?

— Когда мы основали компанию, директором стала я, потому что это была моя идея, мой проект. Вместе с компанией я росла и как собственник, и как руководитель. Одно дело — управлять командой, состоящей из трех-пяти человек, и совсем другое, когда в подчинении у тебя 25 сотрудников. Когда в штате было 10—15 человек, все выглядело просто: каждый работник постоянно находился на виду и под присмотром. Когда же стало больше клиентов и, соответственно, персонала, появились трудности.

В какой-то момент, два года назад, я поняла, что мне, как руководителю, не хватает знаний в сфере маркетинга, трудовых отношений. Просто литературы было уже явно недостаточно, хотя я довольно много читаю. Так вот, после 12 лет работы моей компании я пришла домой и сказала: все, больше не могу, сплошная рутина… и пошла учиться на очередную программу в бизнес-школу. После завершения обу­чения вернулась в офис. И тут понеслось — с новыми силами и энергией.

Безусловно, все сотрудники заметили во мне перемены, ведь, конечно же, я хотела и хочу воплотить все полученные знания в жизнь и принципы моей компании. Мне казалось, я уже многого достигла. Оказывается, нет, все еще впереди.

— Чем отличается ваша компания от конкурентов? Каковы основные принципы ее работы?

— Мы стремимся оказывать высококачественные услуги по умеренным ценам. Мы находимся на седьмом месте в рейтинге, состоящем из почти 70 компаний, занимающихся аудитом. Наша компания является членом международной сети RSM International, которая занимает шестое место в мире.

Для нас главное — клиент и индивидуальный подход к нему. Первый вопрос, который мы задаем, как только к нам приходит заказчик: с какой целью вы пришли? Если он пришел, потому что для его компании аудит обязателен, — это одно. Если же есть определенная проблема — это совсем другое. В ходе беседы я всегда понимаю, какой именно специалист нужен клиенту: по налоговому, бухгалтерскому учету или же трудовому законодательству. Очень важно качественно отработать каждый случай, чтобы все остались довольны и был результат. Для нас очень важна репутация, поскольку 70 % наших новых клиентов приходят по рекомендациям. Это очень приятно.

— Вы стали первой компанией, которая получила сертификат качества аудиторских услуг Ассоциации аудиторских организаций. Что это для вас значит как с позиций ответственности, так и в плане положения компании на рынке аудиторских услуг?

— Качество — основной критерий нашей работы. Ведь, согласитесь, есть огромная разница в результатах, когда аудитор приходит и проверяет, не имея какой-либо системы, и когда аудиторская проверка проводится системно. Есть определенные стандарты, рабочая документация, которую необходимо оформлять. Наша деятельность жестко контролируется сетью RSM International. Поэтому при соблюдении всех стандартов и требований услуги не могут быть оказаны некачественно. Не могу сказать, что после получения сертификата в нашей работе или положении на рынке что-то изменилось. Скорее, это стало подтверждением того, что мы идем правильным путем.

— Какие проблемы наиболее актуальны в вашей сфере: изъяны законодательства, недостаточная квалификация специалистов, что-либо еще?

— Немного перефразирую героя классики — профессора Преображенского: кризис в головах. Если ты хочешь работать, ты всегда сможешь и будешь работать. Сидеть на диване и жаловаться на плохую погоду — это точно не по мне. Сейчас я не вижу особых проблем ни в развитии, ни в ведении бизнеса. Если ты профессионал, если ты смог собрать высококвалифицированную команду, выстроить систему контроля и мотивации, то к тебе потянутся, и клиенты не заставят долго ждать. В нашем бизнесе клиенты идут прежде всего за профессионализмом. Именно это качество я очень ценю в людях.

— Какие услуги наиболее востребованы клиентами? Появляются ли новые запросы у бизнеса?

— Есть понятие обязательного аудита: открытые акционерные общества либо компании с выручкой свыше 5 млн евро в год обязаны проводить аудит. Такие клиенты были у нас изначально. В последнее время наметилась другая тенденция: приходят собственники компаний, которые хотят знать, правильно ли расходуются их деньги. Подобных клиентов теперь очень много: владельцы бизнеса желают оценить эффективность работы системы управленческого учета либо наладить ее с нуля.

В нашей практике стало очень много консалтинга. Мы даем консультации по различным вопросам: налогообложению, бухгалтерскому учету, трудовому законодательству.

Кроме того, у нас достаточно иностранных заказчиков. Мы работаем с дочерними подразделениями европейских, американских, британских компаний, которые для консолидации заказывают у нас трансформацию белорусского учета в учет по международным стандартам финансовой отчетности.

Запросов стало больше, и они гораздо более разноплановые, чем в самом начале нашей работы. Мне очень нравится, что люди не сидят на диване, что они активны, интересуются новыми тенденциями и являются профессионалами в своем деле. Появилось множество новых компаний, собственники и руководители которых — молодые люди с прекрасным уровнем образования. Думаю, 13—15 лет назад такого не было. Это замечательно и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

— Как вы оцениваете состояние рынка аудиторских и сопутствующих услуг? Насколько он конкурентен?

— Конкуренты всегда были, есть и будут, вопрос в их качестве. Безусловно, есть очень достойные. С ними мы садимся за круглый стол и беседуем, советуемся. Это нормально. Например, когда в нашей стране впервые случилась гиперинфляция, мы созванивались с коллегами и коллективно решали, как правильно провести эту гиперинфляцию и отразить ее в отчетности. С такими конкурентами приятно и работать, и соперничать.

Есть, конечно же, и недобросовестные компании. Однако я считаю, что они нам не конкуренты, у них своя ниша, в том числе ценовая.

Рынок аудиторских услуг в Беларуси стабилен. В топе компании, которые работают от 15 до 25 лет, у них есть и опыт, и репутация. Конечно, появляются новые имена, и это тоже хорошо. Мы все когда-то начинали работать, потихоньку взрослели и становились на ноги. Не будет конкуренции — не будет работы и рынка.

— Вы профессионал, деловой человек, но в то же время и женщина. Удается ли оставаться хранительницей семейного очага? Приходится ли вам чем-то жертвовать?

— Я никогда не забуду один эпизод из своей жизни. Мне 30 лет, и у меня уже двое детей, причем тогда младшей было всего два года. Я пошла учиться в аспирантуру, сдала кандидатский минимум, а когда начала писать работу, днями не выходила из библиотеки. Тогда и поняла, что это отнимает колоссальную часть моего времени и, если дальше продвигаться такими темпами, от меня либо уйдет муж, либо дети забудут, что у них есть мама. Я выбрала семью. Для меня это очень важно.

В моей семье есть многолетняя традиция — мамин день. Каждое воскресенье мы обязательно ходим куда-нибудь вместе, а сейчас, когда дети подросли и старшая дочь уже живет отдельно, мы собираемся у нас дома, я накрываю на стол. Все мои знакомые знают, что в этот день я с семьей и для меня нет более важных дел и мероприятий!

— Женщине в бизнесе труднее, чем мужчине, или проще? Есть ли, на ваш взгляд, «женский» бизнес?

— Салон красоты, наверное, должна открыть женщина, а вот аудит — это и мужская, и женская работа. В нашем бизнесе очень много мужчин. У меня партнер — мужчина, и порой я замечаю, что мы думаем об одном и том же, но совершенно по-разному. То есть мы находим общее решение проблемы, но разными путями. Результат при этом потрясающий.

Кому проще в бизнесе? Не знаю. Не согласна с мнением, что женщина — этакая бедная овечка и ее надо обязательно пожалеть. Нет, мы сами кого хочешь пожалеем. Мне в бизнесе нетрудно, это не какая-то непосильная для женщины ноша. Сейчас я очень комфортно себя чувствую...

Хотя справедливости ради стоит отметить, что десять лет назад я специально надевала на встречу с клиентом исключительно строгие костюмы и обязательно очки. Так, мне казалось, я выглядела серьезнее и старше. Показать миру, что ты чего-то стоишь, доказать прежде всего себе самой, что ты состоявшийся специалист, — над этим я работала очень много лет. Сейчас я дышу полной грудью. Я смогла. Я справилась.

Подписка на интервью + аудит + аудиторы + аудиторские услуги
26 июня 2017
На сегодняшний день наличие отчетности для компаний по стандартам международной финансовой отчетности в целом повышает “внешний” вид компаний.
06 апреля 2017
Минфин опубликовал итоги деятельности аудиторов.
27 февраля 2017
Подавленный спрос на перевозку грузов на внутреннем рынке усугубился шквалом неплатежей. В таких условиях транспортно­экспедиционные операторы вынуждены экстренно переориентироваться на экспорт услуг. Об этом в интервью «БР» заявил директор компании «Глас­-Логистик» Алексей Пакутник.