Май 02, 2017
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Агрессивное наступление импорта усилило голос тех, кто выступает за более решительное регулирование рынка государством. В числе сторонников таких мер учредитель ЧПУП «Ромгиль­Текс» Роман ГИЛЬ.

 

— Роман Леонидович, вы неоднократно выступали с идеей усилить государственную протекцию внутреннего рынка, чтобы защитить отечественных производителей от чрезмерного давления со стороны импорта. Что принципиально не устраивает?

— Защитой внутреннего рынка занимаются все сильные государства. Посмотрите, на что направлены указы нового президента США: покупайте американское, пользуйтесь американским, нанимайте американцев. Экономика Соединенных Штатов показывает рост, и, несмотря на это, власти считают необходимым защищать в первую очередь собственного производителя!

Какой лозунг провозглашаем мы, когда беспрепятственно впускаем на внутренний рынок товаров легкой промышленности турецкого гиганта, который не только занимает огромные площади в торговых центрах Минска и областных городов, но и начинает широкую экспансию в регионы? Покупайте турецкое?! Платите зарплату туркам?! А что делать белорусским швеям? Кто и за какие деньги будет кормить детей работников отечественных предприятий легкой промышленности?

Почему европейцы позволяют беспошлинно ввозить с багажом товаров не более чем на 300 евро, а белорусское государство — до 1500 евро? Выходит, что Америка и Европа считают важным защитить своего производителя, а мы — нет.

В последнее время приняты нормативные акты, направленные на создание равных условий для субъектов хозяйствования. Всех торговцев обязали иметь сертификаты на товар и документы, подтверждающие происхождение товара (ТТН). Предполагается, что после принятия таких решений государство обеспечит контроль за их соблюдением и неотвратимость наказания в случае нарушений. Что же мы видим на самом деле? Рынки наполнены контрафактным товаром, продукцией неподтвержденного качества, ввезенной по поддельным накладным или имеющей липовые сертификаты.

Таким образом, не прибегая к протекционизму, необходимо обеспечить в первую очередь исполнение принятых законов, чтобы условия были действительно равными для всех субъектов хозяйствования.

Мы хлопаем в ладоши при открытии очередного торгового центра, приглашаем к себе европейские, российские, турецкие торговые сети. При этом многие не понимают, что из-за этого забивается очередной гвоздь в крышку гроба белорусской легкой промышленности и торговли, наносится ущерб валютным запасам страны. Уверен, и в рамках ЕАЭС, и после вступления в ВТО государство должно защищать собственного производителя, если, конечно, оно желает сохранить отечественную легкую промышленность.

Если мы впускаем на внутренний рынок иностранные торговые сети, то государство должно установить для них требование организовать производство или размещать на территории Беларуси заказы на пошив в объеме не менее 50 % их товарооборота. Давайте будем покупать белорусское, пользоваться белорусским и нанимать белорусов — это залог успешного будущего нашей легкой промышленности.

— Давление со стороны импорта усилилось после массового открытия в стране современных торговых цент­ров, которые предпочитают торговать зарубежными брендами. Почему на этих площадках нашим производителям трудно конкурировать с зарубежными?

— Белорусские, да и российские, производители в целом сходятся во мнении, что широкий вход в торговые центры со своей продукцией возможен только в теории, но не на практике. На наш рынок пришли маститые торговые марки, которые долгие годы развивались, накапливали капитал. Для них не составляет труда демпинговать год-два, чтобы дождаться того времени, когда местные производители будут окончательно подавлены. Стоит признать, что стартовые возможности у белорусских фабрик и зарубежных производителей изначально не равны. На наших фабриках довольно изношенное оборудование, катастрофически не хватает оборотных средств.

— Что для повышения конкурентоспособности должны сделать предприятия, а что — государство?

— Конкуренция диктует свои условия, которые сейчас стали настолько жесткими, а рынок таким динамичным, что поставщикам приходится регулярно корректировать программу развития. Удовлетворенность потребителей не сводится лишь к функциональным характеристикам товара. Также важны условия его продажи.

В данном случае предприятиям следует сосредоточиться на ежедневном улучшении качества выпускаемой продукции, рекламе и продвижении собственной марки, новых технологиях выпуска и обработки трикотажных изделий. Важно определиться с каналами продвижения продукта, повысить качество обслуживания покупателей, обеспечить должную проработку их ключевого сегмента, в том числе посредством целенаправленной работы маркетинговых служб с лояльными потребителями.

Разумеется, достигнуть этого проще, когда экономика предприятия и отрасли на подъеме, когда есть благоприятные условия для развития. Они зависят от целого набора факторов, находящихся в ведении государства, — от благоприятного налогового законодательства до приемлемых ставок по банковским кредитам.

Существенно поддержать производственный бизнес могут переход на уплату налогов по факту поступления выручки, освобождение технологического оборудования, которое не производится на территории ЕАЭС, от ввозных таможенных пошлин. Действенными мерами могли бы стать субсидирование арендных ставок в торговых центрах и доведение торговым организациям доли белорусских товаров в товарообороте до уровня не менее 70 %.

— Роман Леонидович, приходится слышать, что белорусские производители не всегда поспевают за модой и трендами, потому и проигрывают импорту. Как угнаться за модой?

— С одной стороны, не для всех потребителей модность — ключевой фактор при покупке одежды. Многое зависит от того, на какой целевой сегмент рассчитан товар. С другой — белорусским предприятиям не всегда удается быть в тренде по причине все тех же финансовых трудностей, а также из-за ограниченности сырьевой базы на внутреннем рынке.

Все основные тренды обычно анонсируются за один-два года на модных показах в Милане, Париже, Шанхае, Лондоне и на других мировых площадках. Поэтому важно отслеживать и посещать такие мероприятия, а также ежегодные международные выставки, касающиеся сырья (тканей пряжи), на которых, как правило, можно ознакомиться со всеми новинками. Дальше каждый производитель сам решает, какие новинки использовать при разработке коллекций. Важно попасть в яблочко, угадать, что именно понравится покупателю. Тот производитель, который сумеет это сделать, будет на коне.

Компания «Ромгиль-Текс» сформировала положительный опыт привлечения свободных дизайнеров, что помогает регулярно обновлять коллекции от сезона к сезону, быть все время разными.

— Бытует мнение, что белорусскому трикотажу стратегически нет смысла позиционироваться в низком ценовом сегменте, поскольку мы едва ли сможем конкурировать с производителями из Юго-Восточной Азии и Турции. Есть ли смысл идти в средний и высокий ценовые сегменты, в которых представлена модная и брендовая одежда. Какова ваша точка зрения?

— Белорусскому производителю должны принадлежать все ценовые сегменты на внутреннем рынке. Если мы признаем свое поражение и отдадим низкий ценовой сегмент, как вы говорите, производителям из Юго-Восточной Азии и Турции, то следом обязательно утратим и средний ценовой сегмент. Я уже упоминал турецкого гиганта, с ним белорусский трикотаж не сможет конкурировать ни в низком, ни в среднем ценовом сегменте. Как итог, уже сегодня мы наблюдаем огромный дисбаланс во внешней торговле с Турцией. По данным Белстата, за 2016 год отрицательное сальдо в торговле товарами с этой страной сложилось в размере 647,8 млн долларов, а за два месяца 2017-го достигло 101 млн долларов. За каждым миллионом отрицательного сальдо стоят судьбы белорусских рабочих, особенно это касается легкой промышленности.

— Есть ощущение, что конъюнктура традиционных рынков сбыта наконец начала восстанавливаться и это станет подспорьем для фабрик. Или не стоит торопиться с оптимистичными выводами?

— Пока создается впечатление, что мы отталкиваемся от дна. Впрочем, большого облегчения в работе не ждем. Ожидаемый рост зарплат в стране, конечно, поддержит платежеспособный спрос, однако взрывного роста продаж мы не прогнозируем. Вижу поступательную линию вверх.

 

Интервью опубликовано в приложении "Легкая промышленность" к №16 газеты "Белорусы и рынок" от 29.04.2017. Оформить подписку

Подписка на легпром + господдержка
09 августа 2017
В стандарте будет прописано, что является одеждой делового стиля, а что нет.
03 августа 2017
Штраф до миллиона российских рублей, конфискация товаров и приостановление деятельности на срок до трех месяцев — вот с чем теперь могут столкнуться в России продавцы и поставщики продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
02 августа 2017
Президент указом № 274 сохранил для молодых семей шанс на получение субсидии для погашения кредита.
13 июля 2017
Он должен прекратить работать 6 августа и дает право молодым и многодетным семьями получить субсидию на погашение части долга по кредитам на строительство жилья.
13 июля 2017
Таким образом предприятия рассчитаются с государством в рамках программ директивного кредитования
10 июля 2017
В Беларуси вводится новый вид государственной поддержки строительства жилья — адресное субсидирование.

Страницы