Май 28, 2012

В ЕЭП не так, как в ЕС

Татьяна МАНЕНОК

Если в Таможенном союзе сохраняется разрешительная система на автоперевозки из третьих стран и действует принцип национального резидентства, разве можно говорить о едином рынке транспортных услуг в ЕЭП?

Разрешительная система, которая изначально вводилась как мониторинговая, теперь стала разрешительной фактически и тормозит развитие логистики в Беларуси.

"То количество разрешений, которые вынуждены получать перевозчики, не стимулирует развитие работы белорусских транспортно-экспедиционных и логистических компаний", - заявил недавно на пресс-конференции председатель Белорусской ассоциации международных экспедиторов и логистики (БАМЭ) Николай Горбель.

Переговоры об отмене разрешительной системы ведутся давно и безрезультатно. Минтранс Беларуси подготовил проект соглашения о либерализации рынка автотранспортных услуг, но согласовать его с партнерами по "тройке" не смог: квотируя такие перевозки, каждый из участников ТС защищает свою экономику и свой рынок.

В начале мая министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо признал, что вопрос о либерализации рынка автоперевозок в ЕЭП остается самым тяжелым для транспортников. Если в рамках Таможенного союза транспортники имеют равный доступ к оказанию услуг, то вопрос о перевозке грузов автотранспортом в/из третьих стран решить так и не удалось.

Не решена главная проблема: Казахстан и Россия согласны на безразрешительную систему только в рамках Таможенного союза, а третьи страны они предлагают вывести за пределы соглашения.

Есть ли надежда, что ситуация изменится? "У нас теперь есть серьезный союзник - Путин. Он был основной движущей силой нового интеграционного объединения. Думаю, теперь все процессы пойдут быстрее и активнее. Я все-таки надеюсь, что с приходом нового президента РФ эти вопросы будут решены", - подчеркнул Н. Горбель, отвечая на вопрос корр. "БР".

Между тем представители бизнеса скептически относятся к тому, что Россия согласится решить этот вопрос в пользу белорусов. По их мнению, несмотря на положительную риторику, российские власти не допустят того, чтобы белорусские участники рынка получили конкурентное преимущество перед российскими.

Помимо отмены разрешительной системы, бизнес также заинтересован в отмене принципа национального резидентства в ЕЭП.

"Если бы в рамках Таможенного союза и ЕЭП был отменен принцип резидентства, это позволило бы растаможивать в Беларуси грузы, которые идут в Россию и Казахстан, - аналогично системе в странах ЕС. Это расширило бы транзитные возможности нашей страны, позволило бы в большей степени загрузить те логистические центры, которые уже есть в стране или строятся", - подчеркнул Н. Горбель.

Между тем Таможенным кодексом ТС, а также законопроектом о таможенном регулировании в РБ отмена принципа резидентства не предусмотрена.

Подписка на Все
24 ноября 2020
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в октябре 2020 г. составила 1285 рублей.
24 ноября 2020
В Беларуси по состоянию на 24 ноября зарегистрировано 126 тыс. 953 человека с положительным тестом на COVID-19.
24 ноября 2020
В КГБ сообщили, что экс-главе "Белгазпромбанка" Виктору Бабарико предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 430 и ч. 2 ст. 235 УК Республики Беларусь.
24 ноября 2020
Руководитель временной администрации «Белгазпромбанка» Надежда Ермакова заявила, что собственники банка сделали предложения по кандидатурам в состав правления.
24 ноября 2020
Европейский парламент 26 ноября проведет дебаты по ситуации в Беларуси. По итогам дискуссии планируется принятие резолюции.
24 ноября 2020
Александр Лукашенко заявил, что Белгазпромбанк продолжит функционировать, ликвидация банка не планируется.

Страницы