Май 28, 2012

В ЕЭП не так, как в ЕС

Татьяна МАНЕНОК

Если в Таможенном союзе сохраняется разрешительная система на автоперевозки из третьих стран и действует принцип национального резидентства, разве можно говорить о едином рынке транспортных услуг в ЕЭП?

Разрешительная система, которая изначально вводилась как мониторинговая, теперь стала разрешительной фактически и тормозит развитие логистики в Беларуси.

"То количество разрешений, которые вынуждены получать перевозчики, не стимулирует развитие работы белорусских транспортно-экспедиционных и логистических компаний", - заявил недавно на пресс-конференции председатель Белорусской ассоциации международных экспедиторов и логистики (БАМЭ) Николай Горбель.

Переговоры об отмене разрешительной системы ведутся давно и безрезультатно. Минтранс Беларуси подготовил проект соглашения о либерализации рынка автотранспортных услуг, но согласовать его с партнерами по "тройке" не смог: квотируя такие перевозки, каждый из участников ТС защищает свою экономику и свой рынок.

В начале мая министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо признал, что вопрос о либерализации рынка автоперевозок в ЕЭП остается самым тяжелым для транспортников. Если в рамках Таможенного союза транспортники имеют равный доступ к оказанию услуг, то вопрос о перевозке грузов автотранспортом в/из третьих стран решить так и не удалось.

Не решена главная проблема: Казахстан и Россия согласны на безразрешительную систему только в рамках Таможенного союза, а третьи страны они предлагают вывести за пределы соглашения.

Есть ли надежда, что ситуация изменится? "У нас теперь есть серьезный союзник - Путин. Он был основной движущей силой нового интеграционного объединения. Думаю, теперь все процессы пойдут быстрее и активнее. Я все-таки надеюсь, что с приходом нового президента РФ эти вопросы будут решены", - подчеркнул Н. Горбель, отвечая на вопрос корр. "БР".

Между тем представители бизнеса скептически относятся к тому, что Россия согласится решить этот вопрос в пользу белорусов. По их мнению, несмотря на положительную риторику, российские власти не допустят того, чтобы белорусские участники рынка получили конкурентное преимущество перед российскими.

Помимо отмены разрешительной системы, бизнес также заинтересован в отмене принципа национального резидентства в ЕЭП.

"Если бы в рамках Таможенного союза и ЕЭП был отменен принцип резидентства, это позволило бы растаможивать в Беларуси грузы, которые идут в Россию и Казахстан, - аналогично системе в странах ЕС. Это расширило бы транзитные возможности нашей страны, позволило бы в большей степени загрузить те логистические центры, которые уже есть в стране или строятся", - подчеркнул Н. Горбель.

Между тем Таможенным кодексом ТС, а также законопроектом о таможенном регулировании в РБ отмена принципа резидентства не предусмотрена.

Подписка на Все
26 октября 2020
Автомобильное топливо в Беларуси с 27 октября дорожает на 1 копейку, сообщает "Белнефтехим".
26 октября 2020
Несанкционированная акция протестов, на которую вышли белорусские пенсионеры и студенты 26 октября собрала несколько тысяч участников.
26 октября 2020
В Евросоюзе внимательно следят за происходящим в Беларуси и напоминают законность права на забастовку, заявил Петер Стано, официальный представитель главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля.
26 октября 2020
Россия не может оставлять без внимания забастовки на белорусских предприятиях, так как из-за взаимосвязанности экономик двух стран для РФ важен вопрос их ритмичного и надежного функционирования, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
26 октября 2020
В Беларуси по состоянию на 26 октября зарегистрированы 93 тыс. 707 человек с положительным тестом на COVID-19.
26 октября 2020
Общенациональная забастовка станет следующим шагом беларусов к свободе, прекращению насилия и новым выборам, заявила Светлана Тихановская, комментируя забастовки в Беларуси.

Страницы