Ноябрь 22, 2017
Алена ЯКОВЕНКО

Легендарная белорусская джазовая группа Apple Tea («Яблочный чай») готовится отпраздновать свое 25­-летие.

фото Алексей Казнадей

«БР» поговорила с бессменным барабанщиком Apple Tea, писателем, преподавателем Александром САПЕГОЙ о вехах творчества коллектива, Владимире Мулявине и перспективах отечественных джазовых исполнителей в эпоху, когда потребление доминирует над культурой.

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли в музыку в целом и в джаз в частности?

— Однажды в учебный класс гомельской школы № 17 заглянул мужичок еврейской национальности и с характерным акцентом спросил: «Кто хочет освоить аккордеон?» Я один поднял руку, потому что дома у меня была детская гармошка и мне нравилось на ней бренчать. Так я попал в музыкальный кружок. Надо сказать, что в советские годы при каждой школе действовало множество кружков художественной самодеятельности и уровень преподавания в них был на высоком уровне.

Спустя год к нам приехали преподаватели минской школы-интерната искусств им. Ахремчика и предложили наиболее одаренным детям продолжить обучение в столице. Тогда принять решение отправиться в Минск было трудно, ведь это означало надолго оторваться от дома. Я по натуре авантюрист, потому решил ехать. По приезде мне сообщили, что в школе-интернате не будет класса аккордеона, зато открылся класс ударных инструментов, и меня определили в него.

Затем я поступил в консерваторию и параллельно выступал в составе музыкальной группы ресторана «Планета». Тогда это был один из самых серьезных коллективов в стране, даже несмотря на ресторанный формат выступлений.

— Не срабатывал ли внутри вас, студента консерватории, некий «блок», ведь приходилось выступать перед жующей, выпивающей публикой?

— Я не чувствовал себя оскорбленным, потому что играл с профессионалами высочайшего уровня. Музыканты, меломаны со всего Минска приезжали, чтобы просто послушать нас. Мы очень точно копировали Майкла Джексона и других культовых исполнителей. У нас были лучшие инструменты и аппаратура, потому что наш второй гитарист занимался контрабандой инструментов из Европы, за что в итоге угодил в тюрьму.

В это время я многому научился, мне поставили правильный удар. Я человек читающий, грамотный, однако джазовая музыка требует еще и особого отношения, постоянной работы над техникой.

В ресторане я выступал пять лет, затем меня пригласил к себе в молодежную студию Владимир Мулявин. В ней я проработал чуть больше года. К слову, в студию я пришел вместе с Игорем Сацевичем, основателем группы «Яблочный чай». Его первые опыты в качестве композитора пришлись именно на период сотрудничества с «Песнярами».

— Каким был Владимир Мулявин как наставник, человек?

— Между нами была большая разница в возрасте, поэтому он относился к молодым как батька. Одно время предлагал сделать современные аранжировки народных песен, потом посмотрел, что наша душа не лежит к этому, и предоставил свободу творческого самовыражения. Обычно в середине концерта «Песняров» мы отыгрывали три-четыре собственные песни, причем авторские.

Владимир Мулявин был довольно демократичным человеком, никогда не давил авторитетом. Когда в Гродно открылась филармония и нам предложили создать собственный коллектив, Владимир Георгиевич поддержал наше стремление отделиться и писать свою музыку.

Мы создали группу, которая называлась «Рада». Играли прогрессивный рок, хотя была у нас программа и на стихи Максима Богдановича. Группа просуществовала только год, затем произошло недопонимание с продюсером: мы отказались работать с ним, узнав, что он укрывает наши деньги. Об этом прослышал Михаил Финберг и пригласил в свой оркестр. Он предложил Игорю Сацевичу создать собственный ансамбль — так родился коллектив «Яблочный чай».

— Когда работалось проще: в годы СССР или сейчас?

— Джазовая музыка относится к академическому классу и предназначена не для танцев, а для слушания. В советское время джаз ценился выше, ведь половину городского населения составляли евреи. В 80-х годах многие из них эмигрировали и слушателя не стало.

Большинство музыкантов были евреями, и джазовая музыка культивировалась. В советские годы жители городов интересовались культурой, а сегодня для большинства из них главными ценностями являются покупка машины, квартиры, отдых в Египте.

Когда мы начинали, наш труд считался престижным, заслуживающим внимания. Сегодня же интерес есть только со стороны профессионалов, а публике все безразлично. В Беларуси нет профессионального слушателя, никто, кроме коллег, не оценит талант по достоинству, поэтому у молодых музыкантов есть только один выход — заграница.

— Можно ли как-то изменить ситуацию?

— Нужно, чтобы правительство обратило на культуру такое же внимание, как и на спорт. Нельзя забывать и о воспитании слушателя, допустимо даже открытое навязывание. На хоккей ведь сгоняют молодежь, а чем джазовые и академические концерты хуже?

— Разве студентам Университета культуры и искусств не предоставляют льготы на посещение выставок, спектаклей, концертов?

— Предоставляют, но этого недостаточно. Наши студенты понимают, что они окончат университет и станут бедными преподавателями или музыкантами, поэтому у них нет желания развиваться.

Например, те, кто учится в консерватории, намерены после получения диплома уехать в Лондон, Нью-Йорк или Берлин. В головах студентов Университета культуры такой мысли нет. Они по инерции окончили колледж и поступили в вуз. Причем многие даже не собираются работать по специальности.

Понятно, что творческие люди никогда не будут удовлетворены степенью признания своего таланта и оплатой труда, но у нас настолько темное общество, до того пассивное… Мой сын учится в консерватории Амстердама и очень доволен. Говорит, студенты не пропускают занятия. Учиться там дорого, поэтому он взял академический отпуск, устроился на лайнер, заработал денег и сейчас планирует восстановиться в консерватории. Это показатель того, что человек действительно заинтересован в получении образования.

— Сегодня много говорят о необходимости внедрения новых форм работы с классической музыкой, ее продвижения в массы. Что вы понимаете под этими новыми формами?

— Выступления у Ратуши — хороший пример такой работы. Идея лежала на поверхности. Например, в Европе такие концерты — давняя традиция. Хорошо, что нашлись люди, которые сумели адаптировать такой формат в нашей стране.

— Практика приглашения джазовых исполнителей на свадьбы, юбилеи распространена в Беларуси?

— За последние десять лет корпоративные заказы упали на 70 %. Это связано с финансовыми кризисами и появлением концертных агентств, которые игнорируют профессиональных музыкантов. Агентствам выгоднее работать с молодыми и малоопытными артистами, потому что те запрашивают меньшие суммы, а конечным заказчикам безразлично, кто будет играть у них на свадьбах, юбилеях. Культура заказчика в Беларуси очень низкая.

— Есть ли у вас опыт контрактной работы?

— Первый серьезный опыт контрактной работы я получил год назад. Чтобы приобрести жилье, понадобилось срочно занять деньги. Долг нужно было отдавать, и тут подвернулось предложение поработать музыкантом в престижном марокканском отеле. Было интересно окунуться в другую культуру. Я даже написал книгу «Записки из Марракеша».

До этого работал в Польше. Не так давно вместе с Apple Tea «сорвался» в Берлин, там впервые в жизни играл на улице. Горожане хорошо встретили нас, завязались контакты. Полицейские дают час поиграть на берлинских улицах, а когда замечают, что музыканты немного подзаработали, корректно просят покинуть стихийную концертную площадку.

— Вы являетесь учредителем фестиваля-конкурса для барабанщиков «Барабанный бит». Расскажите об этом проекте.

— Фестиваль отсчитывает свою историю с 2005 года. Тогда меня в качестве члена жюри или ведущего мастер-классов часто приглашали на аналогичные конкурсы в соседних странах. Это удивительно, но даже в Эстонии, население которой не превышает 1,4 млн человек, в те годы проводился фестиваль-конкурс барабанщиков, а в Беларуси — нет.

Я и лидер группы Trubetskoy Александр Сторожук набросали положение о конкурсе. Фактически мы создали аналог американского состязания барабанщиков Modern Drummer.

Первый фестиваль прошел в Театре эстрады. Участниками были в основном мои студенты и ученики Александра Сторожука. Тем не менее нам удалось задать мероприятию высокую планку и сформировать его имидж.

Конечно, сначала на конкурс заглядывали в том числе случайные люди, которые от силы неделю держали барабанные палочки в руках. Постепенно таковых становилось все меньше, и сейчас мы имеем дело с адептами музыки, которые знают, для чего они пришли.

Программа фестиваля включает мастер-классы, конкурс и гала-концерт лауреатов и приглашенных звезд. Правда, в последние годы я не могу пригласить зарубежных артистов: нет должного финансирования. Раньше фестивалю помогали несколько музыкальных магазинов, однако сложная экономическая ситуация вынудила их свернуть спонсорские программы. Сейчас мы ведем переговоры с крупной международной компанией. Если придем к соглашению, ситуация улучшится.

— В 2018-м Apple Tea исполнится 25 лет. Какие проекты запланированы на юбилейный год?

— Готовимся издать новый диск. Работаем над джазовыми аранжировками песен белорусских исполнителей — премьера пройдет еще до юбилея, в канун Нового года. Думаю, мероприятий будет много, правда, пока они находятся в разработке.

Справка «БР»

Apple Tea («Яблочный чай») — самая известная отечественная джазовая группа. Играет музыку, включающую в себя элементы всех современных стилей джаза.

Apple Tea первой из белорусских групп издала альбом в России (в 1997 году) и первой сделала видеоверсию сольного концерта. В 2012­м коллектив стал лауреатом Национальной музыкальной премии Беларуси в номинации «Лучший джаз­исполнитель (коллектив)».

Дискография Apple Tea насчитывает семь альбомов. Группа не раз давала концерты вместе с такими корифеями джаза, как Грегори Портер, Тесса Сутер, Иен Шоу, Шейла Купер, Дебора Картер.

Подписка на культура
20 июля 2018
Каждую субботу вплоть до 25 августа у стен минской Ратуши будут звучать знаменитые классические произведения в исполнении лучших коллективов нашей страны. Все концерты начинаются в 20:30, вход свободный.
20 июля 2018
Юбилейный, X Международный фестиваль средневековой культуры и музыки «Наш Грюнвальд» пройдет 21—22 июля в музейном комплексе «Дудутки» под Минском.
22 июня 2018
Проект «Джазовые вечера с Банком БелВЭБ» в субботу, откроет серию из трех концертов в Верхнем городе столицы. Два других концерта запланированы на 30 июня и 7 июля.
28 мая 2018
Большой театр оперы и балета в пятницу, 25 мая, отпраздновал свое 85-­летие.
25 мая 2018
Премьера спектакля «Папа, ты меня любил?» по пьесе отечественного драматурга и режиссера Дмитрия Богославского прошла в понедельник в Республиканском театре белорусской драматургии.
21 мая 2018
Сотрудничество бизнеса и культуры воплотило полесский космос в спектакле.

Страницы