Декабрь 05, 2016
Надежда КОВШ

«Чтобы соответствовать вызовам промышленной революции, Беларуси необходимо диверсифицировать экспорт, увеличить долю инновационной продукции, а достичь этого можно, только обладая квалифицированными кадрами», — отметил в своем выступлении глава Представительства немецкой экономики Владимир Августинский. По его мнению, немецкая система образования максимально приближена к требованиям рынка труда, поэтому для более качественной подготовки кадров нашей стране следует перенять опыт Германии.

«Альтернативы дуальной системе нет. Предприятие может взять выпускника, получившего классическое образование, и попробовать обучать его самостоятельно или делать это совместно с государственными и другими учебными организациями», — полагает председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба Ховсеп Воскаян.

В подкрепление идеи о необходимости перенимать немецкий опыт этот спикер привел общие черты экономики Беларуси и Германии: ориентацию на экспорт, наличие высококвалифицированных кадров, достижения в области естественных наук и IT. Чтобы повысить конкурентоспособность экономической модели, эти преимущества нужно закрепить, в том числе с помощью дуальной системы образования.

Уже так учим

Впрочем, нельзя утверждать, что дуальный подход — это некая новинка для белорусской системы подготовки кадров. У нас в среднем 40 % профессионального компонента — практика, которую студенты проходят в реальных условиях на предприятиях. При этом ведется работа по углублению практической составляющей в образовании, заверила начальник Центра научно-методического обеспечения профессионально-технического образования Республиканского института профессионального образования (РИПО) Александра ПЕТРОВА.

Кадры готовятся для нужд как государственных, так и частных организаций. Правда, основная финансовая нагрузка, связанная с обучением студентов, ложится на государство. Даже доплаты руководителю практики на предприятиях производятся за счет бюджетных средств. В этой связи представитель РИПО хотела бы более активного участия частного бизнеса в подготовке кадров. Александра Петрова призвала представителей компаний к тесному диалогу, который поможет определить потребности реального сектора в тех или иных компетенциях и в соответствии с ними разработать образовательные программы.

Внедряя дуальную систему, Беларусь, вероятно, столкнется с теми же проблемами, что и Германия. Пока многие малые и средние предприятия нашей страны не готовы нести значительные расходы на обучение сотрудников.

Не у всех есть возможность для того, чтобы создать у себя условия для практического обучения. Тем не менее участники 9-го Дня немецкой экономики выразили надежду на то, что опыт Германии вдохновит белорусский бизнес, ведь многолетняя практика дуального обучения в этой стране убедительно доказала эффективность инвестиций в подготовку персонала.

Вовлечение бизнеса в образовательный процесс поможет стабилизации рынка труда. По окончании учебы работодатель получает высококвалифицированного сотрудника с опытом работы на предприятии, а выпускник — гарантированное трудоустройство. В Германии только 5 % таких выпускников не удается трудоустроиться сразу после окончания учреждения образования. К тому же предприятия, инвестировавшие в обучение, ценят сотрудников, стараются максимально использовать их потенциал и не склонны сокращать штат при первых признаках экономического кризиса.

По немецкому подобию

Хорошо подготовленные кадры называют залогом успешного развития промышленности Германии. Более половины выпускников немецких общих школ (56 %) в дальнейшем выбирают дуальное профессиональное обучение.

Государственные расходы на дуальное профобразование составляют 5,4 млрд евро в год. Однако частный бизнес инвестирует в подготовку кадров еще больше — около 25,6 млрд евро. То есть на одного учащегося приходится 18 тыс. евро, 62 % из которых составляют затраты на выплату стипендий (около 795 евро в месяц на человека). Это немалые деньги, впрочем, как уже подсчитано, 76 % инвестиций в профобразование окупаются уже во время учебы, так как студент вовлечен в производственный процесс, создает материальные блага и услуги.

Участие в профессиональном образовании усиливает роль работодателя, а разделение финансовой ноши с государством гарантирует, что голос бизнеса будет услышан.

Одну из ключевых ролей в развитии и регулировании профобразования в Германии играет Конфедерация ассоциаций немецких работодателей (BDA). «Мы разрабатываем требования к профобразованию с учетом нужд рынка труда, будучи в постоянном диалоге с заинтересованными организациями», — сказала корреспонденту «БР» директор департамента образования и профессионального обучения BDA Барбара Дорн.

Примечательно, что в Германии выпускник не обязан трудоустраиваться в компанию, в которой проходил практику и получал стипендию. В этом проявляется свобода на рынке труда. Для сравнения: как и в Беларуси, в Литве, взявшей за основу немецкий опыт дуальной подготовки, выпускников обязали отработать положенный срок на предприятии, которое оплатило обучение. Наши ближайшие соседи полагают, что такой подход в большей степени защищает интересы компаний.

В Германии дуальный подход применяется не только в учреждениях профессионально-технического образования, но и в высших учебных заведениях. Например, некоторые университеты делают упор на практическую подготовку студентов, чтобы адаптировать их знания и умения к потребностям бизнеса. Преподаватели этих вузов также проходят соответствующую подготовку в компаниях, причем зачастую вместе со студентами. На базе предприятий занимаются и научными разработками.

Узкие места

Любопытно, что сами немцы довольно критично оценивают развитие дуального образования в стране, что, впрочем, только помогает совершенствовать систему. Одной из основных проблем глава департамента образования и образовательной политики Конфедерации немецких профсоюзов (DGB) Маттиас Анбуль считает низкую вовлеченность малых и средних предприятий в профессиональное образование: «Крупные компании в обязательном порядке осуществляют профобразование, им нужны квалифицированные кадры с хорошей практической подготовкой. Но руководители малых компаний неохотно вкладывают средства в обучение персонала, так как боятся, что более квалифицированный сотрудник от них просто уйдет».

Даже в богатой Германии далеко не все фирмы в состоянии потратиться на профобучение. DGB предлагает малым и средним предприятиям объединяться и создавать общие центры практической подготовки. Со своей стороны, конфедерация берется компенсировать часть затрат на обучение.

Тревожит немцев и то, что, как показывают результаты опросов, каждый четвертый ученик недоволен условиями практического обучения на предприятии, а в гостиничном бизнесе таковых примерно половина. Из-за этого молодые люди часто бросают учебу.

Самым серьезным вызовом эксперты считают зависимость дуальной системы от экономической ситуации в стране: во время кризиса предприятия, несущие основную нагрузку по финансированию профобразования, вынуждены сокращать объемы инвестиций в обучение кадров.

Подписка на Все
23 сентября 2017
Однако деловое сообщество опасается, что реформа приведет к резкому росту расходов бизнеса.
23 сентября 2017
Генеральный прокурор страны считает, что надо внимательнее присмотреться к криптовалютам
23 сентября 2017
С 13 по 19 ноября в 170 странах мира, и в том числе в Беларуси, пройдет Всемирная неделя предпринимательства.
23 сентября 2017
 По словам организаторов, на этот раз он будет направлен на поиск решений, которые смогут помочь заложить основы будущего страны и сократить разрыв между политикой и практикой. В форуме примут участие эксперты, представители деловых кругов и профильных ведомств как Беларуси, так и стран ближнего и дальнего зарубежья.
22 сентября 2017
За последние пять лет среднестатистические доходы белорусов выросли более чем в пять раз, однако около 70 % жителей страны могут потратить только до 500 руб. в месяц и при этом считают свой уровень благосостояния средним.
22 сентября 2017
Курс доллара на БВФБ снизился

Страницы