Февраль 19, 2018
Ольга ЮРКОВСКАЯ, психолог, консультант по управлению бизнесом со степенью МВА

Система образования, которая не развивает в ребенке творческие навыки, эмоциональный интеллект и не учит общению, уже устарела. Она требует срочной корректировки, если мы не хотим вырастить аутсайдеров на мировом рынке труда.

Пройдет совсем немного времени, и одни привычные нам профессии исчезнут, а другие видоизменятся. Искусственный интеллект заменит тех, чья работа не требует креатива, коммуникаций с другими людьми, управления ими. На смену тем, кто занят физическим трудом, придут автоматические устройства.

Пока это кажется фантастикой, но буквально через 15 лет многие из ныне живущих превратятся в безработных, потому что каждому собственнику предприятия будет выгоднее приобрести робота или автоматизированную линию, которые окупятся за пять-десять лет, чем всю жизнь платить зарплату и оплачивать больничные, терпеть прогулы и компенсировать последствия людских ошибок.

Роботы смогут заменить не только водителей, уборщиц, официантов, кассиров, но и представителей других, более сложных профессий. Например, уже тестируются самообучающиеся программы, легко заменяющие врачей-диагностов. В памяти искусственного интеллекта хранятся сотни тысяч правильных диагнозов, а значит, компьютер сумеет поставить диагноз, назначить правильное лечение и проконтролировать его лучше, чем рядовой врач.

Есть все основания полагать, что 60 % нынешних школьников займут должности, которые еще не существуют. Более того, уже в не очень далеком будущем престижным может быть сам факт наличия работы у человека. Сохранить ее смогут либо те, кто отлично умеет управлять другими людьми, либо те, кто востребован как эксперт, лучший специалист-профессионал, либо люди творческие, умеющие развлекать. Составляя школьные программы, это нужно иметь в виду уже сегодня.

Поскольку сказать со стопроцентной точностью, какие именно профессии сохранятся и как они будут выглядеть через 15 лет, мы пока не можем, правильнее научить ребенка учиться и сформировать у него те умения, которые будут востребованы абсолютно в любой профессии. Речь идет о развитии эмоционального интеллекта, организаторских способностей и любых творческих навыков.

Самыми важными качествами для специалистов будущего станут умение моделировать, программировать, вести переговоры и решать многоуровневые задачи. Увы, ничему этому не учит белорусская школа. Зачастую она отбивает желание учиться, а за попытки проявить креативность и творческий подход могут еще и наказать. Школа как система заточена на усреднение, принижение и штамповку.

Если мы не хотим, чтобы через десяток-другой лет наши дети оказались аутсайдерами на мировом рынке труда, нам жизненно необходимо учить их общению, развивать лидерские качества и творческие наклонности.n

Подписка на образование + креативность
11 мая 2018
Роль бизнес­-союзов Беларуси как центров бизнес-­образования может значительно повыситься, если предоставить им право оказывать возмездные услуги и формировать прибыль.
21 марта 2018
Сейчас обязательным является базовое.
14 февраля 2018
С 2010 года количество иностранных студентов в белорусских вузах удвоилось и сейчас превышает 20 тыс. человек. Однако это далеко не предел возможностей экспорта образовательных услуг, считают в Минобразования.
13 февраля 2018
По данным Белстата, в 2017 году количество студентов в стране составило всего 284,3 тыс. человек, или на 35,8 % меньше, чем в 2010-м. В 2017/18 учебном году в высшие учебные заведения зачислено 61,8 тыс. студентов против 100,5 тыс. в 2010/11-м.
20 декабря 2017
Молодые специалисты плохо приживаются на предприятиях пищевой промышленности. Компании отдают предпочтение работникам со стажем, отмечают представители учреждений образования.
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.

Страницы