Февраль 19, 2017
директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявск Жанна ТАРАСЕВИЧ

Подготовка кадров в системе среднего специального и высшего образования в нашей стране все еще далека от требований рынка.

Часто приходится слышать, что в Беларуси готовят слишком много экономистов, юристов, бухгалтеров. Одновременно представители бизнеса заявляют, что им трудно найти на рынке хороших специалистов в этих областях. Налицо несоответствие уровня обучения тому, чего требует рынок.

На наш взгляд, проблема кроется в учебных планах, определяющих набор дисциплин, умений и навыков, которые необходимо выработать в процессе обучения. Слишком много информации, направленной на общее развитие, при этом ощущается дефицит специальных знаний, востребованных на предприятиях.

В Беларуси учебные планы верстаются без должного согласования с представителями бизнеса, с объединениями нанимателей, таких как наш бизнес-союз. Обмен мнениями вроде бы налажен, но он чисто формальный. Даже если мы не согласимся на подготовку определенного количества каких-либо специалистов с определенным набором компетенций, чиновники все равно утвердят написанные ими планы.

Учреждения образования стремятся укомплектовать штат преподавателями с учеными степенями, кандидатами и докторами наук. Они зачастую оторваны от практики, тогда как в аудитории хороший практик — большая редкость. Добавим к этому скудную материально-техническую базу многих колледжей и университетов. Они укрепляют ее в основном за счет бюджетного финансирования. Как следствие, на выходе мы можем получить специалистов, не имеющих тех или иных навыков, необходимых в работе: бухгалтера без знания «1С: Бухгалтерии», программного комплекса «Анжелика», маркетолога, плохо ориентирующегося в интернет-технологиях.

Любая учеба предполагает практику, однако посещение студентами предприятий, стоит признать, тоже не всегда дает результат. Это уже камень в огород субъектов хозяйствования, которые порой относятся к практикантам как к рабсиле и раздают им самые несуразные задания. Еще чаще студентов воспринимают как нечто мешающее работать остальным, а потому участие предприятия в подготовке практикантов ограничивается выдачей каких-либо данных для отчетов.

Учеба с нуля

Забудьте все, чему вас учили, и начинайте осваивать все по-новому — такими словами традиционно встречают на предприятиях молодых специалистов и почти сразу направляют их на курсы повышения квалификации. Невольно задаешься вопросом: если после четырех-пяти лет подготовки выпускника надо переучивать буквально с нуля, то можно ли говорить об эффективном вложении бюджетных средств в образование?

Требования лицензирования сосредоточены на ученых степенях и званиях преподавателей, а не на практическом уклоне подготовки.

В сложившейся ситуации во многом повинны требования лицензирования в образовании, которые сосредоточены как раз на ученых степенях и званиях преподавателей, а не на практическом уклоне подготовки. С данной проблемой приходится сталкиваться даже на этапе повышения квалификации. Например, обладающее современными компетенциями предприятие может организовать курсы и дать знания, но без лицензии такие занятия нельзя считать курсами повышения квалификации. Может случиться и так, что сотруднику компании придется дважды проходить обучение: в первый раз — чтобы получить знания, во второй — чтобы ему выдали «корочки».

Профессионалы в дефиците

Стоит обратить внимание на дефицит в нашей стране определенных знаний и компетенций. Мы взялись диверсифицировать экспорт, однако большинство менеджеров высшего и среднего звена банально не владеют иностранными языками, прежде всего английским как основным языком международных отношений. Доходит до того, что некоторые компании приглашают на работу выпускников иняза и направляют их на краткосрочные курсы, на которых те осваивают ключевые компетенции разных профессий.

Не хватает хороших антикризисных управляющих, финансовых менеджеров, способных компетентно оценивать состояние компании и принимать управленческие решения, инновационных предпринимателей. В дефиците интернет-маркетологи, умеющие продвигать продукцию, товары и услуги с помощью современных информационных технологий. Страна гордится Парком высоких технологий, однако многие предприятия почему-то не могут найти айтишника, чтобы отладить программное обеспечение. В различных перерабатывающих отраслях нарасхват инженеры и технологи, которые знают о свойствах современных материалов и компонентов и умеют развивать линейку инновационной продукции.

Многие предприятия хотят, чтобы их сотрудники получили современные компетенции уже сегодня, а лучше — еще вчера. В таких условиях возрастает роль краткосрочных форм обучения.