Март 12, 2017
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ

Транспортная отрасль в 2016 году сформировала 5,7 % ВВП, что на 0,2 п. п. больше уровня прошлого года.

Организациям, подведомственным Минтрансу, не удалось обеспечить прирост по всем запланированным показателям, но, как заявил 6 марта на пресс-конференции министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, «итоги прошлого года можно занести в актив».

Китай «вытянул» железнодорожников

По словам министра, за 2016 год вклад транспорта в ВВП страны увеличился на 0,2 п. п., до 5,7 %. При этом обеспечен 0,4-процентный прирост к уровню 2015 года валовой добавленной стоимости на фоне ее снижения по остальным видам экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства, и ВВП в целом. В связи с объективными причинами трубопроводный транспорт сработал с минусом, остальные виды транспорта — с плюсом по грузообороту на уровне 1 % (по данным Белстата, минус 0,5 % с учетом трубопроводного транспорта).

Прирост экспорта в отрасли составил 1,2 %. «Экспорт услуг организаций Минтранса составил 1,98 млрд долларов. По экспорту услуг впереди авиация, заработавшая 350 млн долларов. Сложнее всего в первое полугодие было железнодорожникам, влияли процессы международной торговли: снизился объем перевозок каменного угля и удобрений, объемы транзита нефти и нефтепродуктов. Но со второго полугодия транзит начал расти, перевозим ежедневно более 100 тыс. т транзитом, были дни 120 тыс., 116 тыс. т. Продолжается этот рост и теперь. В целом объем транзита по Белорусской железной дороге в прош­лом году составил 34 млн т», — сообщил Анатолий Сивак.

По его словам, прирост экспорта услуг обеспечила активизация контейнерных перевозок из КНР. В 2016 году перевезено 138 тыс. китайских контейнеров, прирост почти в два раза. Частота перевозок в этом направлении — 30 раз в неделю.

Пассажирооборот снизился на 3,6 %. Прирост обеспечила только гражданская авиация, а падение пассажирооборота на железнодорожном транспорте достигло 9,6 %. Чтобы привлечь пассажиров, разрабатываются программы улучшения качества и комфортности перевозок, а вот повышать цены на билеты пока не планируется.

«Планов по повышению тарифов на перевозки пассажиров в этом году нет. По итогам прошлого года окупаемость пассажирских перевозок — 64,2 %. Параметры бюджета заложены под окупаемость 65 %. Нам нужно уменьшить расходы на 0,8 %. Мероприятия по повышению эффективности, направленные на снижение себестоимости, позволят не повышать тарифы», — заявил глава министерства.

Убыточных становится меньше

Количество убыточных предприятий в отрасли уменьшилось, а рентабельность возросла. Чистая прибыль организаций транспорта составила 198,7 млн руб. Средняя зарплата по отрасли — 892 руб. «С учетом задач по выходу на 500 долларов нам надо напрягаться, чтобы выйти на этот показатель», — заявил Анатолий Сивак.

В прошлом году объем инвестиций снизился на 27 % по сравнению с 2015-м. «Надо понимать, что в предыдущие годы была создана серьезная база. Новый подвижной состав приобретала железная дорога, строились объекты гражданской авиации, приобретались новые воздушные суда. Поддерживать такой уровень непросто. Рост инвестиций будет совсем другой, когда на взлетно-посадочной полосе начнем укладывать бетон», — уверен министр.

Формальные требования смягча­тся

По словам Анатолия Сивака, в министерстве создана рабочая группа, которая внесет предложения по сокращению количества административных процедур в отрасли. «Планируются решения по отмене, переработке в сторону упрощения 250 нормативных актов. Первое решение будет принято на коллегии на этой неделе: 15 нормативных актов, отменить которые в нашей компетенции, будут отменены. Мы считаем, что плановых проверок автотранс­портного бизнеса, особенно небольших компаний, не должно быть. Необходимо оставить только проверки, которые проводятся по фактам происшествий, где были проблемы со здоровьем и жизнью пассажира. В части лицензирования мы предлагаем смягчить требования к перевозчикам. Если такие требования не выполняются, то сегодня перевозчик лишается лицензии. Не во всех случаях это оправданно. Если это небольшая компания, мы предлагаем смягчить ситуацию и не всегда лишать лицензии. Будет смягчен и ряд других требований: к квалификации водителя, внутренним процессам в компании», — рассказал министр.

Зеленый свет «Евро-6»

«Сейчас международные перевозчики — частные компании говорят об условиях приобретения автомобилей стандарта «Евро-6». Это тоже инвестиции. Мы в прошлом году начали разрабатывать указ об освобождении от таможенных пошлин закупок автомобилей стандарта «Евро-6». Получили визы, в том числе согласие госконтроля. У нас осталось одно разногласие, оно связано с Министерством промышленности», — сообщил Анатолий Сивак.

Он отметил, что если в Минпроме не согласятся с предложением, то указ будет внесен в правительство с этим разногласием. «Но нас должно поддержать максимальное количество вице-премьеров», — добавил министр. По его словам, вопрос заключается в том, что автомобильные перевозчики из Беларуси конкурируют с европейскими. Наши машины перемещаются по Европе, поэтому важно, чтобы был налажен сервис. Пока же качественного сервиса в Европе у автомобилей МАЗа нет.

Транспортный сбор, а не налог на топливо

Министр считает несправедливым включение дорожного сбора в цену топлива, чтобы каждый водитель уплачивал сбор пропорционально своему участию в дорожном движении, поскольку многие транспортные средства, владельцы которых приобретают топливо, не принимают участия в дорожном движении.

«Не все так просто. Немалая доля топлива используется железнодорожным транспортом, водным транспортом. Они не пользуются дорожной сетью. Сельскохозяйственные машины и механизмы также не используют дорожную сеть. Топливо используют и строительные организации — гусеничная и карьерная техника. Кто-то меньше передвигается, используя личный автомобиль, но длина дорог, их категорийность рассчитаны на максимальные нагрузки. Перемещаются люди или нет, все дороги должны поддерживаться в хорошем состоянии. В этой части аргументы за вариант, когда пользователи за это платят. Когда налог на автомобиль, а не на топливо», — разъяснил позицию министерства Анатолий Сивак.

Однако оно может пересмотреть схему распределения дорожного сбора между областями. «Ежегодно возникают вопросы из регионов о том, что его распределение необходимо совершенствовать. Первый год деньги между регионами распределялись исходя из доли дорог. Затем, по поручению премьер-министра, эта формула была пересмотрена. Теперь принимается во внимание и количество автомобилей. Сегодня эта формула также подвергается критике, и есть поручение поискать более справедливый, по мнению некоторых регионов, вариант», — сказал министр.

Еще один предмет разногласий с местными властями — финансирование реконструкции местных дорог. «Сейчас министерство большое внимание уделяет приведению в порядок местных дорог. Рабочая группа внесла в правительство свои предложения по финансированию этих мероприятий. Рабочая группа министерства видит как источник финансирования задачи приведения в порядок местных дорог кредитные ресурсы. Не все области с этим согласны, и это будет предметом разговора в правительстве», — заверил Анатолий Сивак.

По его словам, до 2020 года будут реализованы знаковые для отрасли проекты: электрификация железнодорожных участков; строительство третьей линии Минского метрополитена, взлетно-­посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, авиаремонтного завода на прилегающей к нему территории; приобретение подвижного состава железнодорожного транспорта, автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро.

 

Фото БЕЛТА

Подписка на Министерство транспорта и коммуникаций + перспективы + проекты + Анатолий Сивак + итоги 2016 года
28 марта 2017
Сократить количество административных процедур, проверок и технических нормативов планируется в строительстве.
27 февраля 2017
Предприятия холдинга «Планар» в прошлом году увеличили выручку на 40,9 % и экспорт на 31,6 % по сравнению с 2015­м. Залог успеха — инновационность продукции. 
19 февраля 2017
Эффективность белорусской энергосистемы в 2016 году повысилась. Снижены удельный расход топлива на отпуск электрической и тепловой энергии и технологический расход на транспорт электро­ и тепловой энергии, заявлено 15 февраля на заседании совета ГПО «Белэнерго».