Июль 17, 2017
Анастасия ЛУКЬЯНОВА

В Беларуси будет реализован проект ПРООН «Поддержка зелёного градостроительства в малых и средних городах».

В рамках проекта пилотным городам Полоцку, Новополоцку и Новогрудку предстоит выработать механизмы перехода к низкоуглеродной экономике и энергоэффективности. На их примере инициаторы проекта планируют выработать планы для дальнейшей трансформации городов на всей территории Беларуси с целю их соответствия мировым стандартам зелёной экономики.

Проект поможет Беларуси выполнить обязательства по низкоуглеродному плану развития экономики, принятому по результатам Парижского соглашения в октябре 2016 года. Это соглашение призвано препятствовать глобальным изменениям климата. Мероприятия по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу должны замедлить темпы этих изменений, а также стимулировать экономический рост стран участниц соглашения. Существующая тенденция развития свидетельствует о том, что у человечества есть три-четыре десятилетия до того момента, когда содержание двуокиси углерода (СО2) в атмосфере достигнет таких уровней, что они приведут к изменению климата и катастрофическим последствиям  в окружающей среде.

Для старта проекта в Беларуси было выбрано три пилотных города, ими стали Полоцк, Новополоцк и Новогрудок. Как заметила руководитель проекта Ирина Усова, эти города были выбраны благодаря тому, что уже сейчас они развиваются в направлении энергоэффективности и зелёной экономики. Кроме того, акцент на малых и средних городах был сделан еще и потому, что его бюджет составляет всего 3 миллиона долларов. Для реализации масштабных проектов, это не так много. По этой причине ещё на стадии разработки проекта были выбраны города, в которых эти средства будут реализованы максимально эффективно.

Сейчас проект находится на стадии разработки критериев, что можно считать зелёным градостроительством. Составляться эти критерии будут по трём основным аспектам: энергоэффективность, устойчивый городской транспорт, защита окружающей среды.

Как пояснил представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Пилипчук, устойчивый транспорт это тот, что сможет не только отвязаться от бюджетных дотаций, но даже приносить прибыль городу. Происходить это должно за счёт повышения уровня его комфорта, и соответственно выбора пассажиров в пользу общественного транспорта. К тому же он должен быстрее достигать основных точек притяжения людей в городе, чтобы у пассажиров не было необходимости использовать личные автомобили.

Также предполагается, что время ожидания транспорта на остановках сократиться, или станет, как минимум, более определённым. Произойдёт это за счёт электронных табло и приложений для смартфонов с точным расписанием движения транспорта. Кроме того, в планы входит его электрификация и оснащение дополнительными удобствами вроде точек для подзарядки мобильных устройств. Подобные разработки уже есть в Беларуси, и сейчас так же находятся на начальных стадиях внедрения.

Под защитой окружающей среды проект подразумевает комплекс мер по снижению загрязнений от предприятий и автотранспорта. Среди целей проекта -- прямое сокращение выбросов парниковых газов до 2021 года в объёме 77,8 тысяч тонн СО2 (в эквиваленте) за счёт оптимизации городского транспорта в Полоцке и Новополоцке. Еще 13,3 тысячи СО2 -- для Новогрудка благодаря повышению энергоэффективности домов и предприятий. Организаторы отмечают, что достигнуть поставленных задач будет непросто, но и они достижимы при достаточной заинтересованности в результате и грамотной организации процесса.

Так же запланирован ряд природоохранных мероприятий, призванных защитить естественные места поглощения парниковых газов, такие как леса и болота.

Как замечали организаторы проекта, зелёный город это в, первую очередь, место, где людям комфортно жить вне зависимости от их социального положения или физических возможностей. Помимо всех мероприятий по сохранению климата и улучшению энергоэффективности, проект направлен и на улучшение инфраструктуры городов, созданию безбарьерного пространства для инвалидов, сохранению природных зон внутри городов.

Подписка на зеленая экономика