Транспортное падение
Показатели работы транспортников – опережающий индикатор развития экономики, и если принять это за аксиому, то темпам роста ВВП в текущем году трудно будет достичь обозначенных рубежей, даже в консервативном сценарии.
Такой вывод можно сделать, изучив данные Национального статистического комитета за три квартала текущего года. Самые главные цифры говорят о серьезном замедлении: грузооборот сократился на 6,2 %, а объем перевозки грузов – на 5,9 %. Не радуют и цифры по пассажирским перевозкам: хотя пассажирооборот вырос на 6,3 %, объем – всего на 0,2 %.
Эти цифры лишь подтверждают, что в текущем году белорусская экономика, даже в отчетном чиновничьем варианте, не выдает требуемых темпов. Вывод подтверждается анализом как структуры показателей, так и цифр временных отсечек.
За январь – сентябрь 2019 года всеми видами транспорта перевезено 319,096 млн т грузов, что составило 94,1 % к уровню аналогичного показателя прошлого года. Общий грузооборот за три квартала – 96,676 млн тонно-километров, 93,8 % по сравнению с годом минувшим.
С отрицательными показателями за три квартала сработали почти все грузоперевозчики – это касается цифр и по грузообороту, и по объему перевозок. За январь – сентябрь 2019 года трубопроводным транспортом было перемещено 86,1 млн т грузов (92,9 % к показателю за аналогичный период 2018 года), железнодорожным – 109,6 млн т (94,4 %), автомобильным – 121,7 млн т (94,5 %). Не оказывающие значительного влияния на общие показатели авиаперевозки (19,3 млн т) упали более чем в два раза (49,4 %), а единственным видом транспорта, который нарастил объем перевозки грузов, стал внутренний водный – 1,6 млн т (107,2 % к уровню прошлого года), также на общую статистику практически не влияющий.
А вот показатели по грузообороту автомобильным транспортом достойны особого внимания. Во-первых, они выросли, во-вторых – составляют весомую долю. За три квартала автомобилисты показали рост на 1,9 % (21,232 млн тонно-километров). Но так как две другие весомые составляющие показали резкое падение, то и общий результат удручающий. Трубопроводный транспорт – 39,137 млн тонно-километров (90,7 %), железнодорожный – 36,242 (92,9 %). У «Белавиа» за январь – сентябрь резкое падение: грузооборот составил 66 млн тонно-километров (лишь 66 % к показателю за аналогичный период 2018 года); внутренний водный транспорт также в минусовой зоне – 28,5 млн тонно-километров (94 %).
То, что показатели и по объему, и по грузообороту упали по большинству видов грузоперевозок, говорит о том, что это общая тенденция, а не конъюнктура.
Кстати, о конъюнктуре можно говорить применительно к грузоперевозкам «Белавиа», у которой, судя по всему, выпали показатели по какому-то госконтракту, давшему всплеск в 2018 году.
За три квартала 2019 года всеми видами транспорта было перевезено почти 1,5 млрд пассажиров – 1454,4 млн человек (100,2 % к уровню 2018-го). Львиную долю составляют перевозки автомобильным транспортом – 876,3 млн человек, сократившиеся на 0,3 %. Услугами городского электрического транспорта и метрополитена в январе – сентябре 2019 года воспользовались 513,4 млн человек (100,9 % к уровню 2018-го); железнодорожным – 61,4 млн человек (100,1 %).
Резко выросли показатели у авиаперевозчиков (+19,1 %, до 3,1 млн человек) и речников (+10,3 %, до 0,2 млн человек), но они не оказывают существенного влияния на общие цифры.
Пассажирооборот – единственный показатель в сводной статистике, в котором абсолютно все виды транспорта в плюсе. Наибольший прирост у «Белавиа» (27,8 %, 4519,4 млн пассажиро-километров), следом идут речники (12 %, 2,9 млн), городской электрический транспорт и метрополитен выросли на 2 % (3007,5 млн), автомобильный – на 1,5 % (8000,6 млн), железнодорожный – на 1 % (4784,5 млн пассажиро-километров).
Важно отметить, что в 2018 году рост общего грузооборота и объема перевозок замедлялся в течение года, практически неизменно падая с каждым месяцем. В итоге первый показатель вырос на 4,1 %, второй – на 3,6 %. В этом году картина иная: если в первом полугодии падение грузооборота и объема росло, то во втором стало понемногу замедляться на низкой базе 2018 года. Это дает повод предположить, что к концу года общее падение будет меньшим, но говорить о том, что за три месяца удастся приблизиться к показателям 2018-го, было бы крайне оптимистично.
А вот пассажирооборот и объем перевозок людей во втором полугодии прошлого года росли практически каждый месяц, поэтому к концу 2019-го ожидать бурного подъема не стоит.

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »