Декабрь 05, 2016
директор Ассоциации инженерной промышленности Литвы (LINPRA) Гинтарас ВИЛДА

Гонка технологий создает элемент социальной несправедливости. Например, молодой работник, освоивший компью­терные программы, может быстрее справляться с работой и получать более высокую зарплату, тогда как пожилые сотрудники из-за недостатка знаний рискуют стать непривлекательными для нанимателя и потерять работу.

Избежать массовых социальных потрясений поможет система быстрой переподготовки работников. Для этого нужны современные учебные материалы, однако возникает еще одна проблема: учебники больше не могут быть «новыми», так как все новое — и технологии, и оборудование — находится в распоряжении производителя. В школах и институтах этого нет. Да, в школе можно установить станок, но кто научит молодежь управлять им, если преподавателю 60 лет?

Идеологи классической подготовки утверждают, что дают учащемуся все, что нужно для полноценного развития, но это не так. Если технологии будут развиваться такими же темпами, то через пять-семь лет некоторые профессии просто исчезнут, зато появятся совершенно новые.

Увы, классическое обучение не интегрировано в производственный процесс, оно длительное и затратное. Школа учит теории, которая не всегда востребована. В основе — программный принцип, государственные образовательные стандарты, на разработку которых требуется минимум полгода, еще три-пять лет нужно на подготовку учебных программ и учителей. Затем три-пять лет уйдут на обучение специалистов. Представляете, как за это время изменятся технологии. Вспомните свой телефон шестилетней давности.

Использующий современные технологии производитель столько ждать не может. На помощь должна прийти система дуального профессионального обучения.

Пока всем процессом сверху донизу руководит Министерство образования, но это неправильно: школам нужна определенная независимость. Система должна превратиться из вертикальной в горизонтальную.

Впрочем, ссылаясь на то, что дуальная система отрывает учащихся от процесса обучения, школы тоже сопротивляются ее развитию. Не стоит бояться перемен: одна часть учеников может остаться в рамках классической системы подготовки, другая — выбрать дуальное образование.

Дуальный подход хорош тем, что ускоряет вовлечение молодых трудовых ресурсов, а это дополнительный резерв для экономического роста, особенно на фоне стареющего населения страны. В Литве это уже поняли, хотя для осознания преимуществ нового подхода понадобилось 15 лет.

Подписка на Все
25 июля 2017
Потребление абсолютного алкоголя снижается.
25 июля 2017
В сравнении с прошлым годом резко сократился спрос на фруктовые и овощные соки.
25 июля 2017
Учитывая улучшившуются конъюнктуру на рынке СОМ белорусские производители в июне нарастили производство сухих продуктов на 16,6% в сравнении с маем до 17,7 тыс. т.
25 июля 2017
Цены увеличатся на 1-10 копеек.
25 июля 2017
Данный вид деятельности лицензируется в Беларуси.

Страницы